Франк Тилье — Комната мертвых (2005)

Франк Тилье — Комната мертвых (2005)

Третий роман Тилье. Первый роман в серии о Люси Энебель. Вышел в сентябре 2005 года.

Оригинальное название: Franck Thilliez — La Chambre des Morts.

Хреново читать ранние романы писателя после того, как прочитал более поздние. Особенно если автор в творчестве не сразу вышел на высокий уровень, а постепенно повышал свое мастерство. Вот и с «Комнатой мертвых» получилось так. Вроде облизанный всеми роман. Премии там, практически мгновенная экранизация. А ты читаешь его (уже когда в копилке есть с десяток прочитанных романов Тилье — и понятно, что, в основном, более поздних), и понимаешь — не то. Совсем не то.

Единственный способ не разнести в пух этот роман — это абстрагироваться от того, что это тот Тилье, который написал «Головоломку» и «Монреальский синдром». Забить на то, что в «Комнате» суетится Люси Энебель — потому как здесь она еще совсем не та Люси, которая будет в «Проекте «Феникс». И прочая, прочая… И триллерная часть не так чтобы очень, и детективная ни о чем.

Хотя начинается роман интересно.

Двое безработных случайно сбивают человека насмерть на безлюдной дороге. У сбитого они находят сумку с двумя миллионами евро. Деньги они присваивают, а труп топят в болоте. А вот чего безработные не знали, так это того, что эти два миллиона были выкупом за похищенную девочку. И не дождавшись выкупа, похититель убивает ребенка.

Роман по объему небольшой, а впихнуть в него Тилье постарался очень много. В результате получилось никак. Куча линий, все недопиленные, брошенные, незаконченные. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на чем-то одном, автор попытался охватить необъятное.

Линия с безработными. Друзья, нашедшие кучу денег, после начинающие грызню из-за них — это «Простой план» Скотта Смита 1993 года. Только Смит свою историю рассказывал тщательно и подробно, а Тилье всё скомкал. И вот, через пару дней после нахождения денег, бывший офисный планктон уже прикидывает, как избавиться друг от друга. Ну то есть в книге главы про них раскиданы по книге, но выглядит это примерно так: пьем пиво и рисуем граффити — сбиваем человека и находим деньги — прячем деньги и ведем себя тихо — алчность победила — убить троих ради денег? да не вопрос. Вот это ускорение моральному падению персонажей Тилье придал.

Линия с маньяками. Там тоже всё галопом. Первое похищение из-за денег. Потом для удовольствия. Не успев наиграться со второй жертвой, перешли к похищению третьей. Один маньяк мечется о своем, второй о своем. Написав пару глав про вторую похищенную девочку, Тилье просто забил на нее — настолько забил, что в конце даже не прояснил, успели ее спасти или нет. Тилье просто перешел к третьей похищенной — и тоже бросил всё на полпути. И тоже непонятно, чем для беременной женщины всё это кончилось. Вообще, похищение и удерживание в плену до нужной кондиции кожи — это «Молчание ягнят» Харриса, а куклы и таксидермия где-то мне встречались, но вспомнить уже не могу.

Линия с полицией. И, наконец, полиция, которая расследует всё и про безработных, и про маньяков. И тоже странно всё вышло. Знакомьтесь, Люси Энебель. Полицейская, 29 лет, недавно родила девочек-близняшек, но рвется вернуться к работе. И Тилье сконцентрировался на ней. А зря. Потому как Энебель ничего толком не расследует, а замыкается на психологии. За всю книгу она опрашивает ровно трех свидетелей — ветеринара, таксидермиста и работницу приюта — а в остальное время размышляет о психологии маньяков. То есть страницу за страницей персонаж думает о всякой фигне, а когда у нее заканчиваются мысли, ей подкидывают очередную порцию улик на обдумывание, добытых другими полицейскими — при этом вся эта полицейская работа остается вне страниц романа. Отличный ход. Даже те данные, которые Энебель могла бы добыть самостоятельно — например, разобраться с граффити — Тилье игнорирует: про граффити Энебель забыла, а пять страниц подряд об анатомическом театре рассуждать — это она, блин, не забыла.

С точки зрения логики и здравого смысла роман кривой и косой. Отдельные логические выкладки Тилье с физикой этой планеты не дружат от слова совсем. Игнорирование некоторых фактов полицейскими нужно только для того, чтобы продлить роман еще на сотню страниц. При этом роман читается влет — всё очень бодро и живо (кроме отдельных, совсем уж нудных, рассуждений о психологии), и от начала и до финала просто листаешь страницу за страницей. И при чтении главное голову особо не включать — потому что за динамичным языком Тилье, который приятно читать, скрываются гигантские провалы в сюжете.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Франк Тилье — Комната мертвых (2005)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх