Фильм «Сатана встречает леди» (1936)

Фильм «Сатана встречает леди» (1936)

Вторая экранизация романа «Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета.

Оригинальное название: Satan Met A Lady.

Причина появления этого фильма на свет называлась «Production Code Administration» (PCA). Это организация, которая появилась на свет в 1934 году. И ее назначение заключалось в том, чтобы выдавать разрешение на прокат фильмов. Не то, чтобы без одобрения РСА фильм нельзя было выпустить в прокат, но значительная часть кинотеатров отказывались без штампика от РСА показывать фильмы, что автоматом означало их кассовый провал. А РСА выдавали разрешения на основании «Кодекса Хейса». И вот это был абзац. Потому как государственная цензура штука понятная и решаемая, но Уильям Хейс (автор Кодекса имени себя) был завернут на религии и был видным деятелем в религиозных пресвитерианских общинах. Соответственно, его Кодекс был сформулирован по принципу — «показывать можно только то, о чем священнику будет не стыдно рассказать прихожанам». Согласно кодексу, безжалостно резалось всё, что могло возбудить среднестатистического священника. Никакого намека на секс, никакого намека на наготу, никак шуток над священниками. И прочее, прочее, прочее.

А РСА имеет к «Сатане» такое отношение. В 1931 году вышла первая экранизация «Мальтийского сокола». Фильм был удачным и собрал достаточно денег. Не рекордсмен сборов, но в допуске. В те годы видеомагнитофонов еще не было. Потому удачные фильмы студии регулярно выпускали в повторный прокат. Так, срубить еще немного денег вдогонку.

«Мальтийский сокол» студия попыталась выпустить повторно в 1935 году. И РСА его зарубила. Потому как, о ужас, в том фильме показывали обнаженные плечи женщины, лежавшей в ванной (плечи еще не самое плохое, но голые плечи подразумевали, что где-то там под пеной находится обнаженная женщина, а это уже запрещалось кодексом). И еще в фильме пару раз шутили по поводу гомосексуализма. (Это еще из романа перекочевало.) Больная тема для тамошнего духовенства. Так что у фильма не было шансов с «Кодексом Хейса».

Warner Bros. тогда не стали бодаться по поводу «Сокола» и фильм положили на полку. Ведь у них были права на «Сокола» и студия решила, что проще сделать новую экранизацию. И сделала.

Написали новый сценарий. Наняли известных актеров. Взяли не самого неизвестного режиссера. И феерично облажались.

Не, «Сокол» в фильме угадывается. Знакомые сцены, местами знакомые диалоги. Последовательность сцен. Детективы. Смерть напарника. Кучка людей, бегающих за драгоценным макгаффином. И арест преступников (всех) в конце.

Переименованы абсолютно все персонажи. Спейд стал Тедом Шейном, Бриджит стала Валери Пёрвис. Ну, и так далее. Сокол стал Рогом Роланда. Гутман стал женщиной. Это всё так, мелочи. Главное же отличие «Сатаны» от книги и других экранизаций «Сокола» в том, что его решили сделать комедией. А хороших шуток не завезли.

Пару раз удачно чернушно пошутили, но не более того. В остальное время все персонажи просто кривляются. Местный Кайро тыкает пистолетом в местного Спейда и при этом они весело ржут. Потом Спейд тыкает пистолетом в Кайро и они снова весело ржут. Местная Бриджит тыкает пистолетом в местного Спейда и они снова весело ржут. И вот так весь фильм, все персонажи постоянно весело смеются по поводу и без. При том, что сюжет у фильма оставлен вполне себе нуаровский, то смотрится это просто дико. Это не комедийная экранизация «Сокола». Это набор скетчей «Нашей Раши» по мотивам «Сокола», не более того. Примерно такое впечатление от фильма и остается — нет ощущения, что посмотрел цельный фильм. Есть ощущение, что я больше часа мучил организм «Кривым зеркалом» Петросяна.

Критики в 1936 году справедливо отоспались на этом фильме. В прокате он тоже не блистал. И всё это было к лучшему. Потому как Warner Bros. осознали, что они бесполезно сливают свои права на «Сокола» и уже через пять лет после этого фильма выйдет третья и самая известная экранизация романа от Джона Хьюстона. И если бы «Сатана» не был таким убогим фильмом, то может и не было бы фильма Хьюстона. В этом и есть главная ценность этой поделки.

3/10

Режиссер: Уильям Дитерле

Сценарий: Браун Холмс

В ролях: Бетт Дэвис, Уоррен Уильям, Элисон Скипуорт, Артур Тричер

Поделиться ссылкой:

Фильм «Сатана встречает леди» (1936)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх