Фильм «Отмщение» (1983)

Фильм «Отмщение» (1983)

Оригинальное название: Slayground.

Экранизация одноименного романа Ричарда Старка. Вышла в декабре 1983 года.

Роман, по которому был поставлен этот фильм, назывался «Slayground». На русском он издавался под названием «Сражение». (Это если не принимать во внимание совсем уж желтушных переводов, типа «Тайник в Луна-Парке».) Фильм имеет тоже название, что и книга. Официального перевода на русский у фильма нет. Есть только любительские субтитры, в которых название переведено, как «Отмщение». Этот вариант перевода и пошел гулять по интернетам. Кстати, в тех же субтитрах есть альтернативный вариант перевода — «Аттракцион смерти». Это может быть переводом с финского — в Финляндии фильм примерно так и назывался. На немецком он побывал «Беспощадной тенью», а вот «Отмщение» близко в венгерскому варианту названия фильма.

Оригинальный роман был прост, как три копейки. Профессиональный вор Паркер с двумя подельниками грабит инкассаторский броневик. При бегстве с места преступления они попадают в аварию. Водитель погибает, еще одного грабителя арестовывает полиция, а Паркер укрывается в местном парке аттракционов. К несчастью, местные бандиты видели, как он прячется. Поэтому они блокируют парк, вызывают подмогу и пытаются найти, ограбить и убить Паркера. Паркер дает бой, убивает 7 человек, нескольких калечит и прорывается из парка на свободу.

Готовый боевик. Крутой мужик пачками валит местных бандитов. Такой вот Рэмбо, но за год до того, как вышел первый роман о Рэмбо. («Сражение» вышло в 1971 году, «Первая кровь» в 1972.)

Прошло больше 10 лет и этот роман задумали экранизировать. Но экранизировать его почему-то решили англичане и по своему. Была такая женщина, Верити Ламберт. Она работала на телевидении и занималась продюсированием различных сериалов и программ. У нее карьера еще с 60-х в гору шла, когда она занималась тогдашним «Доктором Кто». В 1982 году Ламберт назначили на руководящую должность в компании Thorn EMI. Эта фирма занималась много чем, в том числе и производством фильмов. Вот Ламберт и должна была решать, кому давать деньги на фильм, а кому нет. И «Отмщение» было одним из первых фильмов, производство которых она одобрила, после назначения на свой пост.

Но одобрила как. На пост режиссера был назначен Терри Бедфорд — телевизионный режиссер, ранее пересекавшийся с Ламберт. «Отмщение» стало его единственным фильмом для большого экрана, ни до, ни после он в «большой метр» не совался. В сценаристы попал некий Тревор Престон — который также всю жизнь отирался на телевидении и «Отмщение» стало его первым сценарием полнометражного фильма. На одну из главных ролей взяли Мела Смита — комика, шоу которого выходило на телеканале, принадлежащем Thorn EMI.

Короче, мысль вы поняли. Ламберт в свой проект пристроила людей, с которыми пересекалась на ТВ и у которых не было опыта в полнометражной киноиндустрии.

В исключениях оказался исполнитель главной роли в фильме, Питер Койот. На роль американского налетчика решили таки взять американского актера. Правда, Койот всего за пару лет до этого перешел в кино из театра и в его актреском портфолио на тот момент было негусто.

Сняли они этот фильм. И вышел он в декабре 1983 года. И феерично облажался в прокате, не собрав и пятой части своего пятимиллионного бюджета. Всем спасибо, все свободны. А Ламберт усидела на своей должности только потому, что у нее одновременно в работе было с десяток фильмов, кассовые сборы которых прикрыли провал «Отмщения».

Теперь о сюжете. Ну, во-первых главного героя переименовали из Паркера в Стоуна. Это старый прикол, связанный с фантазиями автора романов. Уэстлейк (настоящая фамилия Старка) был фанатично уверен, что экранизация романов о Паркере станет настоящей франшизой, не хуже серии о Джеймсе Бонде. А потому право на имя персонажа он соглашался передать, только если ему гарантируют как минимум несколько фильмов. Никто из продюсеров в такие контракты ввязываться не желал. Права на романы Уэстлейка покупали, но в первых восьми экранизациях главного героя переименовывали. («Отмщение» было седьмой.) И только в девятой по счету экранизации, которая так и называлась «Паркер» (с Джейсоном Стэтхемом), главного героя зовут так же, как и в книгах. И случилось это потому, что Уэстлейк к тому времени уже умер.

Во-вторых, от романа в фильме остались рожки да ножки. Стоун с двумя подельниками грабит броневик. При бегстве неопытный водитель воров устраивает аварию, в которой погибает девятилетняя девочка. Отец девочки нанимает наикрутейшего киллера, чтобы он отомстил за него. Киллер убивает водителя, убивает напарника Стоуна. Ранит самого Стоуна. Стоун бежит от него в Англию, там находит своего старого друга, грабит местных барыг. А после в парке развлечений сходится в последней схватке с этим наикрутейшим киллером. Конец.

О Будда, что я сейчас смотрел? От романа осталось только трехминутное ограбление броневика, да мелькнувший в самом конце парк с аттракционами. Всё. Всё остальное — нелепая отсебятина. Стоуна чрезмерно нагрузили моральными переживаниями. Киллеру дали сверхъестественное чутье, мастерство во владении оружием и и коррозию головного мозга. «Это ваши похороны, мистер Стоун», орет киллер и заливается дьявольским смехом. Фильм впопыхах рассказывает о событиях в Америке, а затем под надуманным предлогом Стоун отправляется в Англию. Киношники выдыхают и наконец-то перестают стесняться показывать виды улиц. (В США всё происходило в помещениях, за городом или на каких-то свалках.) Ладно, создатели фильма решили не снимать боевик. В Англии того времени вообще фигово с боевиками было. Решили делать триллер, и с упором на драму. Так снимать триллер — это уже изначально драма. А уж сделать всех персонажей этого триллера идиотами — это драма вдвойне. И после этого фильма киношники забудут о Паркере на почти 15 лет — следующий фильм об этом персонаже (только звать его будут на этот раз Портер) выйдет только в 1997 году. И это будет «Расплата» с Мелом Гибсоном. Тоже та еще драма.

4/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Отмщение» (1983)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх