Фильм «Магнитные ленты Андерсона» (1971)

Фильм «Магнитные ленты Андерсона» (1971)

Экранизация одноименного романа Лоренса Сандерса.

Опытный вор Андерсон выходит из тюрьмы и сразу же начинает планировать новое ограбление. На этот раз Андерсон хочет обнести сразу целый дом с множеством квартир. Для такого ограбления ему нужна целая команда подручных. А вот чего Андерсон никак не смог предвидеть, так это того, что всех, с кем он общается прослушивают, по разным поводам, спецслужбы.

Роман «Магнитные ленты Андерсона» (на русском под таким названием он никогда не выходил, были переводы «Кассеты Андерсона», «Досье Андерсона» и «Пленки Андерсона») вышел в 1970 году. Это был дебютный роман Сандерса и он, что называется, угадал — роман сходу стал бестселлером. Киношники просто не могли пройти мимо такого материала и права на экранизацию были оперативно куплены. Но одно дело — купить права, а совсем другое — понять, что же с таким материалом делать. Всё дело в том, что роман был написан в псевдодокументальном жанре и представлял собой «расшифровки» записей прослушки, протоколы допросов, интервью и отчеты оперативников. Понятно, что в таком виде фильм было бы не снять. Пришлось рубить стиль Сандерса на корню и снимать обычный развлекательный фильм. Забегая вперед — режиссер Люмет вполне справился с отсылками к Сандерсу, вставив в фильм множество эпизодов прослушки и показания свидетелей о произошедших ранее событиях. Другое дело, что в фильме это всё-равно смотрелось не так уместно, а порой вызывало недоумение. Кстати, у Люмета и Сандерса выводы оказались диаметрально противоположными. У Сандерса посыл романа был в том, что каждая из спецслужб, занимающаяся прослушкой, не имела полной картины о готовящемся ограблении и если бы записи были объединены (как это было сделано в романе), то преступление можно было предотвратить. У Люмета спецслужбы, узнав о произошедшем ограблении, лихорадочно уничтожают все пленки, чтобы их не смогли обвинить в незаконной прослушке, а ограбление их не интересовало изначально — каждая из служб занималась другими преступлениями (наркотики, мафия, контрабанда).

Вернемся к фильму. Режиссером стал Сидни Люмет. В то время он уже снял «12 разгневанных мужчин», но еще не снял «Серпико», «Собачий полдень» и «Убийство в «Восточном экспрессе». На главную роль вписался Шон Коннери. Коннери за пару лет до этого ушел из Бондианы, снялся в парочке провальных фильмов и сильно нуждался в кассовом хите. Заодно, роль грабителя должна была отодвинуть в сознании зрителей роль британского агента. (От патриота и щеголя к преступнику, который стреляет человеку в спину.) Теперь мы уже знаем, что всё это не сработало. Фильм не стал хитом, а Коннери вернулся к образу 007 — последний фильм бондианы с ним, «Бриллианты навсегда», вышел в том же 1971 году, что и «Магнитные ленты Андерсона». (А гонорар от «Бриллиантов» Коннери потратит на фильм «Оскорбление», который будет снимать всё тот же Люмет.)

Помимо Коннери в фильме еще хватало актеров средней известности, но заострить хотелось бы на Кристофере Уокене, для которого это был один из первых фильмов. Какой же он там молодой.

В фильме Люмет как смог нагнал страха перед тотальным контролем правительства посредством технических устройств. Вас видят, вас слышат, вас записывают. Если вы параноик — это должно стать вашим настольным фильмом. В остальном Люмет… облажался. Не знаю, что он там хотел изобразить, но вышла какая-то нелепица. В романе была тщательная подготовка к «делу». И заняла эта подготовка полгода. В фильме налетчики чуть не за пару дней всё осмотрели и взялись за работу. К тому же Люмет напихал в фильм неуместного юмора. По юмору в фильме оказалась хороша только древняя старушка в роли одного из жильцов дома. Всё остальное — мимо. Получилась какая-то расхлябанная фигня, по образу «11 друзей Оушена» (первого, который с Синатрой), только без музыки. Отдельные эпизоды Люмета — например, проход проход Делани по пустой улице — великолепно. Но в целом фильм скучноват.

Возможно, фильм подкосило еще одно — перелопачивание сценария студийными боссами в последний момент. Боссам не понравился финал — в нем Андерсон сумел скрыться от полиции. В то время немаленькую часть доходов от фильмов приносила продажа прав на трансляцию телевидению. И боссы испугались, что ТВ не купит фильм, в котором преступник уходит от правосудия. Пришлось в фильме изобретать странный финал. В результате — в романе Андерсон точно погибает, в оригинальном сценарии — Андерсон жив и на свободе, а в фильме Андерсон фиг поймешь, жив или нет, но точно в руках полиции.

Итого. Фильм оказался пустышкой, не прибавивший к резюме ни Люмета, ни Коннери ничего хорошего. Студию фильм тоже не порадовал — планировался хит, а фильм едва смог отбиться в прокате. 

5/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Магнитные ленты Андерсона» (1971)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх