Фильм «Зло под солнцем» (1982)

Фильм «Зло под солнцем» (1982)

Оригинальное название: Evil Under the Sun.

Первый фильм про Пуаро с Питером Устиновым, “Смерть на Ниле” 78-го года, не стал мега-хитом, но в прокате отбился и даже заработал сколько-то денег. Так что кто-то там подумал и о продолжении. А что? Устинов подобравшийся к седьмому десятку совсем не против был посниматься еще в роли гениального детектива. Американские прокатчики тоже совсем не против были взять в дистрибуцию эти, сугубо английские фильмы. Так что, пуркуа бы и не па? (Судя по тому, что после этого фильма экранизации с Устиновым перебрались из кинотеатров на телевидение, то сборы этого фильма создателей не вдохновили.)

Режиссером “Зла под Солнцем” стал Гай Хамильтон. Этот дядька снял когда-то четыре фильма про агента 007, а последняя его работа, что иронично, тоже была экранизацией Кристи, только не про умного бельгийца, а про нудную доебистую старушку из деревни Сэйнт Мэри Мид. Фильм вышел в 1980 году, назывался он “Зеркало треснуло”, и, что еще более иронично, именно в нем сыграл свою первую кинороль человек, который через 15 лет стал очередным Джеймсом Бондом, Пирс Броснан.

Ну, в роли Пуаро опять снялся Питер Устинов — не слишком похожий на книжный оригинал, но как актер очень даже вполне. А вот зачем сюда было тащить еще двух актрис из “Смерти на Ниле”, это вопрос. Первая, это Мэгги Смит, в “Ниле” игравшая мисс Боуэрс, здесь выступила в роли деятельной хозяйки отеля , в котором происходит действие фильма, Дафны Касл. Вторая, Джейн Биркин, в первом фильме играла горничную убитой Луизу, здесь сыграла ревнивую истеричку Кристину. Еще одна пара актеров также ранее участвовала в экранизации Кристи, в фильме “Убийство в Восточном Экспрессе” 1974 года. Денис Куилли, в 74-м году сыграл итальянца Фоскарелли, а здесь сыграл Кеннета, мужа убитой. И Колин Блейкли, в “Экспрессе” бывший частным детективом Сайрусом, здесь стал Блаттом, нанимателем Пуаро. Хотите еще историю, как двое детей этих актеров сыграли позже в другой экранизации Пуаро? Дружная, блин, английская актерская семья.

Дайана Ригг, здесь сыгравшая Арлену, леди, которая своим поведением активно приближает свою безвременную кончину, когда-то побывала девушкой Бонда в 60-е, в фильме “На секретной службе ее величества”. Ригг, кстати, до сих пор жива, ей под восемьдесят, и 55 лет своей жизни она курила. Кто-нибудь расскажите ей о вреде курения и к чему оно там приводит, хорошо?

Родди Макдауэлл, здесь играющий неудачливого писателя Брюстера, опознается хреново, потому как самую известную свою роль он играл в гриме — он был обезьяной Корнелиусом в оригинальной “Планете обезьян”.

Джеймс Мэйсон, сыгравший продюсера Оделла, в своей копилке ролей имеет, наверное, под сотню позиций, но достаточно назвать одну роль — Гумберт в кубриковской “Лолите». Сильвия Майлз, здесь — жена Оделла, запоминается прежде всего тем, что ее дважды академики прокатили мимо Оскара, за роли в “Полуночном ковбое” и “Прощай, моя красавица”.

Сценарист Энтони Шаффер, написал сценарий и прошлого фильма о Пуаро, “Смерть на Ниле”. И “Восточный Экспресс” тоже его работа. Но в истории он навсегда останется, как автор сценариев “Плетеного человека” 73-го года и хичкоковского “Исступления” 72-го года.

Сюжет. Пуаро расследует убийство… опять. Очередной герметичный детектив, на этот раз место действие ограничено небольшим островком и обитателями отеля, расположенного на этом острове. Тихий спокойный салонный детективчик — один жмур, один Пуаро, девять подозреваемых. Минимум драйва и экшна — если хотите действия, то смотрите другие фильмы. Здесь же есть разговоры, разговоры и еще раз разговоры, и труп в фильме появляется только на 53-й минуте (есть там еще один жмур на первой минуте фильма, но он забывается сценаристами до последних минут фильма, и про него и зритель банально забывает), после чего следуют еще большее количество разговоров. А что делать — у Кристи ведь примерно по такой схеме романы и писались. Как классический детектив — великолепно, даже и придраться не к чему. Красивые съемки, аналоговая “теплая ламповая” картинка и отличная стилизация под ретро. Плюс в фильме офигенно красивые титры — в виде акварельных рисунков какого-то известного художника (я их всё равно не знаю, потому и имя не запомнил).

А теперь посмотрим, что там сделали с романом. Место действия перенесли на другой остров, в другое море, но это ерунда — остров, он и есть остров. Заодно и историю острова поменяли — вместо романтичной истории про пиратов появилась романтичная история про короля Тирании. Изменились мотивы Пуаро — в романе он просто приезжает отдыхать на остров, в фильме он приезжает, что расследовать похищение бриллианта. Да и потом этот, отсутствующий в книге, бриллиант, встречается в фильме слишком часто, и даже становится одним из мотивов убийства — надо сказать, довольно удачный ход сценариста, добавляющий сюжетных линий в ленту. Поменяли персонажей, по сравнению с романом кого-то убрали, кого-то добавили, кому-то сменили пол — и не лучше стало и не хуже, просто по другому, из-за этого изменились или исчезли некоторые второстепенные сюжетные линии, ну да и не жалко. Убрали большинство книжных истерик девочки-подростка Линды, а также всю муть про куклу вуду — вот это правильное решение. Заодно удалили из сюжета попытку подросткового суицида, которой воспользовался Пуаро для разоблачения убийц. Убийцы те же, что и в романе, но мотивы слегка изменили — в книге Арлену убили после того, как выманили у нее деньги и опасались, что она расскажет об этом мужу, а здесь ее убили для того, чтобы скрыть кражу бриллианта. В фильме выясняется, что Пуаро расследовал предыдущее преступление этой же парочки убийц, но ничего не добился, в романе о прошлом преступлении Пуаро узнает от полиции. Механика убийства и обеспечения преступникам алиби совпадает с книжной (с небольшими вариациями, вроде той, что в фильме Арлену предварительно столкнули в пещеру).

В общем, все изменения в сюжете или ни на что не влияют, или только делают фильм лучше, за исключением участия Пуаро в расследовании убийства Элис Рубер в прошлом, с убийцами которой он сталкивается и в нынешнем расследовании — выглядит как большой рояль в кустах.

Итого. Отличный классический детектив, в силу особенностей жанра, не растерявший своих плюсов и поныне. Детективу, знаете ли, не требуется крутых спецэффектов и участия в актерском составе каких-нибудь рэпперов, достаточно внятного сценария и хороших актеров.

8 / 10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Зло под солнцем» (1982)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх