Тесс Герритсен — Смертницы (2005)

Тесс Герритсен — Смертницы (2005)

Пятый роман из серии «Джейн Риццоли и Маура Айлз». Вышел в августе 2005 года.

Майра Айлз случайно обнаруживает, что один из покойников, которого привезли к ней в морг на вскрытие — жив. Девушку, которую спасатели признали мертвой, откачивают врачи и переводят в больницу. В больнице воскресшая девушка убивает охранника и захватывает заложников. В это же время в той же больнице Риццоли готовилась родить своего первенца. Так Джейн оказывается среди заложников психопатки.

Знаете, иногда берешь книгу в руки, читаешь страниц 20-30 и уже прикидываешь все сюжетные вилки, которые будут дальше в романе. А потом дочитываешь роман, уже по инерции, чтобы в конце убедиться — все банальные сюжетные ходы, предположенные тобой в самом начале, автор отработал именно так, как ты и предположил. И от этого становится так скучно. Герритсен просто не тот автор, который способен удивлять. Какой-нибудь Тилье смог бы из типового вступления развить роман во что-то нестандартное. А Герритсен нет — эта писательница всегда громоздит штамп на штампе, даже без попыток свернуть куда-нибудь с вытоптанной уже тропинки полицейских триллеров.

(И да, ни в коем случае не читайте аннотацию к этому роману от «Азбуки». Не знаю, какой дятел ее сочинял, но в ней спалили все сюжетные перипетии романа чуть более, чем полностью.)

Итак, в этом романе Герритсен топит на две темы.

Первая. Сексуальная рабство. Тематика тяжелая и скользкая. Похищают, принуждают, убивают. Пишет об этом Герритсен хорошо — без истерик и подробностей, но мрачно. И, понятно, активно давит на жалость читателю. Нет, не вопрос — оно, конечно, жалко и всё такое. Но. Смотрим схему попадание в рабство в романе. Девушки из Белоруссии летят в Мексику. Встречаются там с мутными типами, которые нелегально их должны провести в Америку. Где их уже ждет работодатель, который уже оплатил девушкам весь маршрут Белоруссия-Мексика-США, и жаждущий предложить им работу за много-много денег. После нелегального перехода границы с США девушек бьют по голове и отправляют в бордель. Неожиданно, правда? Наиболее циничный взгляд на похождения этих белорусок можно описать словосочетаниями «естественный отбор» и «премия Дарвина». Потому как события происходят в этом тысячелетии. Есть интернет. Даже в Белоруссии уже есть интернет. А интернет такими историями полнится. И не надо быть Спинозой, чтобы прикинуть, чем закончится такое путешествие нелегалки к таинственному работодателю. Ну, это так, к слову.

Вторая тема романа. Правительство США. Ну, знаете, могущественные корпорации, связанные с Белым домом. Продажные чиновники. «Абсолютная власть» с Иствудом. Коварная разведка, которая убивает людей на территории США. ФБР, которое изымает все улики и тела у полиции, чтобы те вдруг не разобрались в том, что происходит. Я уж думал, такая лабуда вышла из моды гораздо раньше, чем были написаны «Смертницы», а нет же — или просто Герритсен решила поиграть в ретро.

Главного героя на этот раз в книге нет. Повествование примерно поровну раскидано между Айлз, Риццоли, Дином, Муром (который появляется в серии впервые за несколько книг) и Милой. В принципе пофиг, кто является POV, раз уж сюжет несется по рельсам, по которым уже проехалась не одна сотня романов. И только Риццоли традиционно раздражает. На этот раз ее закидоны укладываются «у меня нет материнского инстинкта» и «я не могу сидеть дома с ребенком, я здесь тупею» (это через неделю после рождения дочки). Плюс классический феминизм в исполнении Герритсен — любой мужчина попытающийся намекнуть Риццоли, что через неделю после родов еще не пришло время бегать с пистолетом за преступниками, будет немедля обвинен в том, что он грязная шовинистическая свинья.

При этом, сосредоточившись на формах и штампах, Герритсен напрочь забыла о такой прозе жизни, как точность деталей. А для романа, претендующего на связный детектив-триллер, это уже приговор. Как Алена оказалась в воде? Почему киллеры, устроившие побоище в борделе, и долгое время проведшие там, не соизволили хотя бы поверхностно осмотреть шкафы в поисках чего-то интересного? Как Риццоли в день родов бодро скручивала хулигана в суде? (Хотя я всегда подозревал, что она не женщина, а простой робот с программой.) Опять же — у видеокассета с доказательствами у девушек: роман написан в 2005 году, в этом же году появился YouTube, а борды с видео были еще раньше. Но, нет — если бы до кого-нибудь из персонажей дошло, что видео можно оцифровать и слить в сеть, то и романа бы не было. Так что персонажи Герритсен носятся с этой кассетой, умирают из-за нее, пока не останется только одна копия. Смешно. Еще один смешной персонаж — Джо. Это параноик, который подозревает во всем правительство. (Не беспочвенно.) Он находится в бегах, его ищут, а он расплачивается везде кредитной карточкой — и именно так его раз за разом и находят человечки из правительства. Он что, курс молодого параноика не читал?

Ладно, чего эту поделку дальше пинать. Дрянь — она и есть дрянь. Помнится, такими откровенными глупостями в тексте меня раздражал в этой серии только самый первый роман — «Хирург». Дальше Герритсен стала писать лучше. Без прорывов и удивлений, но на уровне. И вот здесь, в «Смертницах», вдруг такой провал по качеству. Будто автор раскопала какие-то свои древние черновики и наброски, и вкрячила туда имена знакомых персонажей.

3/10

Поделиться ссылкой:

Тесс Герритсен — Смертницы (2005)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх