Ричард Старк — Грабители (1972)

Ричард Старк — Грабители (1972)

Шестьдесят девятый роман Дональда Уэстлейка, девятнадцатый под псевдонимом Ричард Старк, пятнадцатый в цикле о Паркере. Вышел в 1972 году.

Оригинальное название: Richard Stark — Plunder Squad.

За пару романов до «Грабителей» серия о Паркере перешла из издательства Fawcett Books в издательство Random House. И эта серия, всю жизнь печатавшаяся в дешевых книгах с мягкими обложками, стала издаваться в приличном виде, в книгах с твердыми обложками. Оставим в стороне финансовые вопросы автора и издательства — это интересно с точки зрения объема романов. В Fawcett Books были книги чуть не фиксированного объема и большая часть романов о Паркере была одинакова по размеру (плюс-минус процент). В Random House Уэстлейк получил возможность писать романы объемом на свое усмотрение. Автор особо не злоупотреблял представившимися перспективами, предпочитая писать книги в тех размерах, к которым привык за долгие годы. Исключений из правил (в то время, начало 70-х) было два. Это основательный роман «Луна мясника» 1974 года, который поставил жирную точку в тогдашних похождениях Паркера и роман «Грабители» 1972 года, который получился примерно в полтора раза больше остальных романов серии. Сейчас объясню, почему так получилось.

В «Грабителях» описываются сразу три ограбления. Два несостоявшихся и одно неудавшееся.

Ограбление первое. Оно сорвалось еще на стадии обсуждения. В романе «Двойная игра» 1969 года Паркер пощадил своего врага Джорджа Ула. С тех пор они не встречались. Организаторы нового ограбления не знали, что Паркер и Ул в контрах, и позвали их обоих принять участие в налете. Увидев Паркера на точке, Ул начал стрелять. Был убит один из участников ограбления. Дело сорвалось. А Паркер пересмотрел свои взгляды на гуманизм и решил найти сбежавшего Ула.

Ограбление второе. Оно тоже сорвалось на стадии обсуждения. Жена организатора решила переспать с Паркером. Ее муж приревновал. Далее была драка и Паркер решил, что с такой темы надо соскакивать и уехал.

И вот сейчас объясню, зачем Уэстлейку понадобилась эта часть в книге. Был такой писатель, Джо Горес. Писал детективы. Дружил с Уэстлейком. В какой-то момент времени эти двое договорились оставить «приветы» друг другу в своих книгах. Обменяться персонажами. Горес справился первым. В 1972 году у него вышел роман «Замурованный труп» («Dead Skip»), главный герой которого, Керни, во время своего расследования сталкивается с Паркером. По Горесу, Керни и Паркер были когда-то шапочно знакомы и Паркер помогает Керни, заставляя женщину, в доме которой он находится, дать нужный адрес детективу.

Теперь Уэстлейку было необходимо в своем очередном романе обыграть ту же сцену со стороны Паркера. Так появился этот сбор в доме очередного организатора. Женщина, дающая показания Керни — жена организатора ограбления. К тому же Уэстлейк обыграл слова Гореса о том, что Керни и Паркер когда-то вместе пили. Паркер в этом месте вспоминает, что он «позволил Керни выпить большую часть бутылки» и свалил, пока тот не проспался. В общем, такие вот игры.

В одном Горес промахнулся, а Уэстлейк не смог или не захотел его поправлять. По Горесу, Паркер после побега из тюрьмы (события, предшествующие роману «Охотник») жил с женщиной, сестрой Керни. По Уэстлейку же, Паркер исключительно моногамен, а в тот момент он пробирался в Нью-Йорк, чтобы найти там свою жену.

В дальнейшем авторы еще раз сыграют в подобную игру. Горес напишет главу в романе Уэстлейка «Утонувшие надежды» («Drowned Hopes», 1990 год). А Уэстлейк напишет главу в романе Гореса «32 Cadillacs» (1992 год, на русский не переводился).

По итогам этого приключения Паркер убьёт Ула.

И третье ограбление. Единственное состоявшееся в книге. Паркер и его команда грабит грузовик, перевозивший картины стоимостью в полмиллиона долларов. Из-за того, что много места в книге было потрачено на предыдущие приключения, в книге не показывается подготовка к ограблению — только представление участников.

Суетная вышла книга. Где-то скомкано, где-то всё бегом. Читать роман интересно, но были романы о Паркере и интереснее. К тому же концовка вышла совсем никакая. Заказчик ограбления подумал (только подумал!), что ограбление сорвалось и покончил с собой. Мафия, которой заказчик был должен деньги, решила долг забрать картинами. А картины у Паркера. Поэтому в конце романа присутствует дурацкая невнятная перестрелка, в результате которой несколько человек оказались убиты, а картины сгорели. Паркер опять ничего не получил по итогам книги. (Уже не первый роман подряд.)

7/10

Поделиться ссылкой:

Ричард Старк — Грабители (1972)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх