Питер Джеймс — Одержимость (1988)

Питер Джеймс — Одержимость (1988)

Пятый роман Джеймса, вышедший в 1988 году.

Оригинальное название: Peter James — Possession.

Ранее выходил на русском под названием «Зона теней».

Студент Фабиан погиб в автокатастрофе. Умер, да не упокоился. И теперь его призрак докучает матери, Алекс Хайтауэр. А у Алекс от таких проявлений сыновней любви едет крыша.

Ранний Джеймс, тех времен, когда он еще не писал детективы. Вот и «Одержимость» — это мистика тире ужасы. Духи, голоса, падающие вещи, внезапные холод или тепло. Всё такое. То что, например, у Стивена Кинга получалось хорошо, то у Джеймса не получилось от слова «совсем». С Кингом этот роман Джеймса роднит разве что болезненная внимательность к деталям — вино, одежда, еда, предметы мебели, и так далее. Впрочем, по прочтению романа осталось ощущение, что Джеймс всё это описывает исключительно для наращивания объема. Потому как количество событий в произведении иначе было на роман не растянуть. Если отвлечься от Кинга, то больше всего «Одержимость» похожа на ранние беспомощные произведения Дина Кунца.

Вот смотрите. В дом Алекс явился дух сына. И хулиганит в нем потихоньку. И всё. Все вводные даются в первые полсотни страниц, а далее начинается топтание на месте. Ну должна же быть в романе какая-то движуха? Нагнетание какое-нибудь. Возрастающее напряжение. А в «Одержимости» ничего такого нет.

Беспокоит дух? Надо поговорить с мужем. Затем поговорить с медиумом. Затем со священником. Затем поговорить со знакомым писателем-ученым. Кончились персонажи? Фигня, просто повторим разговоры с этими же персонажами еще раз. Медиум проведет спиритический сеанс. Муж утешит. Священник откажет в обряде экзорцизма. Писатель поддержит морально. Ну а раз книга всё никак не кончается, то повторим разговоры всё о том же еще разок. И всё это время Алекс беспокоит призрак, но делает он это очень вяло и однообразно.

В романе есть детективная линия, завязанная на биологического отца Фабиана, его друга Отто и его бывшую подружку Кэрри, но она такая хиленькая, что интереса не вызывает. При этом несколько действительно важных для повествования фактов написаны какими-то короткими фразами, и их легко пропустить. То есть, как о сортах вина тереть, так это пара страниц, а как речь о том, за что Босли упекли в дурку, так всего пара предложений.

Финал романа скомканный, дерганный. И невнятный. Вроде просто всё, но Джеймс умудрился это в такой манере написать, что остаются сомнения — а правильно ли я вообще всё это понял? То ли да, то ли нет, то ли к чему вообще всё это.

Джеймсу лучше удаются детективы, чем мистика, но чтобы понять это, писателю понадобилось почти два десятка лет. А «Одержимость» тридцатилетней давности — та еще муть, которую и переиздавать-то не стоило.

3 / 10

Поделиться ссылкой:

Питер Джеймс — Одержимость (1988)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх