Майкл Крайтон — Рой (2002)

Майкл Крайтон — Рой, первое издание, 2002 год

Двадцать четвертый роман Крайтона. Вышел в ноябре 2002 года.

За тридцать лет, с 1972 по 2002 года, Крайтон написал тринадцать романов. Из этих тринадцати только два романа не были экранизированы. И если первый из них, производственный роман “Крылья”, довольно сложно адекватно перенести на экран, то почему киношники не оприходовали “Рой”, остается загадкой. Мог бы получиться приличный фильм и с экшеном, и с саспенсом, да и есть где со спецэффектами поиграться. Короче, отличный получился бы фильм, если б его толково сняли. А вот читать книгу оказалось не так интересно.

Джон Форман — домохозяйка. “Полный рабочий день сидит с детьми и работает папой”. Когда-то у него была работа — он был начальником отдела программирования в крупной компании, но после увольнения со скандалом он нигде не может найти новую работу, и занимается своими тремя детьми. А деньги в семье зарабатывает его жена, Джулия, которая работает в руководстве компании “Ксимос”. “Ксимос” занимается нанотехнологиями, и когда в их исследовательском комплексе начинаются проблемы, то Джона привлекают в качестве консультанта.

Крайтон написал роман-предупреждение, в формате триллера-страшилки. На этот раз в качестве жуткого “мы все от этого сдохнем” выступают нанотехнологии — микророботы и их коллективный разум. Почва-то благодатная, да только со структурой романа Крайтон накосячил.

Чуть не треть романа длится вводная часть. Форман занимается домашними делами — ходит в магазин, выбирает салфетки, возит детей в школу, готовит ужин. И психует по поводу того, что его жена отдаляется от него и, возможно, изменяет ему. Предпосылки к дальнейшим событиям в этой части есть, но с описанием бытовухи Крайтон переборщил. Когда эта нудня заканчивается, следует мгновенный переход к напряженной части. Кучка героев, в комплексе посреди пустыни, а снаружи бродит (летает) враг. Штампы фильмов категории Б, включая пробежки до соседнего здания за необходимым вещами, ночная охота, взорванные пещеры и враг, принимающий разные формы. (С хромающей логикой — когда появляются первые трупы, то ботаники, ученые и программисты, уже должны сдаваться властям, звать армию, чтобы те жгли пустыню напалмом, а не бегать самостоятельно с взрывчаткой по пещерам — всё равно уже предстоит объясняться, кто сожрал двоих сотрудников.) И в финальной части романа Крайтон переходит к еще одну штампу ужастиков — враг внутри. Группа людей в закрытом здании, вот только не все присутствующие люди всё еще люди.

Роман на части просто распадается — швы видать невооруженным взглядом. А средство борьбы с вражинами Крайтон позаимствовал напрямую из романа Кунца “Фантомы”. (А вообще, ноги у всех концовок подобных произведений растут из Хайнлайновских “Кукловодов” полувековой давности.)

И фиг бы с ними, со штампами — большинство романов сейчас из них состоит. Главное, чтобы читалось это интересно, и с этим есть проблемы — Крайтон банально перегрузил роман энциклопедичностью. В тексте всплывает слово “наночастицы” — и пожалуйста, пару страниц автор рассказывает о них, достаточно подробно. Дошли до программирования — вот вам еще лекция. Добрались до описания производства микророботов — о-о, тут Крайтон разгулялся по полной, десяток страниц в минус развитию сюжета. И вот так весь роман. Не, вещи Крайтон рассказывает интересные и нужные, но когда такие “сноски на полях” занимают половину романа, то любой саспенс и интерес к происходящим событиям убивается от слова совсем.

Итого. Ощущение, что Крайтон писал готовый сценарий для фантастического ужастика, с расшифровкой терминов на полях, для киношных боссов. А когда с фильмом не срослось, то в таком сыром виде издал как отдельную книгу. Слабо, скучно — ну, или как вариант, читать сразу с середины.

6 / 10

Поделиться ссылкой:

Майкл Крайтон — Рой (2002)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх