Луиза Пенни — Эта прекрасная тайна (2012)

Луиза Пенни — Эта прекрасная тайна (2012)

Восьмой роман Пенни. Вышел 1 августа 2012 года. Оригинальное название: Louise Penny — The Beautiful Mystery.

Первый роман об Армане Гамаше, который обошелся без «Трех сосен» — и без места и без его обитателей. И без бригады Гамаша. И без множества персонажей, от лица которых ведется повествование. Здесь таких персонажей только двое — Гамаш и его помощник Бовуар. И от своих традиционных поэтов и художников Пенни отошла — этот роман целиком и полностью посвящен музыке.

Небольшой монастырь в труднодоступном месте, в котором проживают всего две дюжины монахов. И посторонних не пускали в этот монастырь веками. Теперь монахам придется пустить чужих — представителей полиции Гамаша и Бовуара — потому что на территории монастыря произошло еще кое-что, чего не случалось веками. Убийство. Убит один из монахов и других подозреваемых, кроме членов общины, быть не может. Гамаш начинает разбираться в укладе жизни монашеского ордена, который славен в мире тем, что исполняет красивейшие григорианские песнопения.

До этого романа Пенни писала классические детективы — убийство, полиция, подозреваемые. Всё по классике (хотя она и не вписывалась в заповеди Нокса), только с излишними отступлениями по линии искусства. С «Прекрасной тайной» Пенни добралась до такого классического поджанра классического детектива как герметичный детектив. Замкнутое пространство, узкий круг подозреваемых и следователь со стороны. Старушка Кристи смахивает слезу, вспоминая, сколько раз у нее Пуаро приезжал в загородное поместье сразу после убийства и изобличал кого-то из домашних.

Но для такого типа детектива нужен хитрый план убийцы, с вывертами и продуманным алиби. Пенни же никогда не была сильна в подобном. Не стала пытаться она и на этот раз. И сосредоточилась на жизни общины, в которой пытаются разобраться полицейские. Разбираются на манер снятия слоев луковицы. Слой первый — община, молится и работает. Слой второй — небольшие трещинки во взаимоотношениях членов общины. Слой третий — гражданская война в общине. И так далее. И всё это Гамаш узнает через разговоры, разговоры, разговоры…

Со второй половины книги начинается гражданская война уже у Гамаша. Потому как в монастырь приезжает его давний недруг в полиции. Борются Гамаш и недруг за Бовуара. И Гамаш с треском проигрывает. (Чтобы понять, о чем там вообще речь идет, крайне желательно ознакомится с парочкой предыдущих романов о Гамаше.)

При этом, разборки Гамаша становятся основными в романе, а потому изобличение монаха-убийцы в конце происходит как-то буднично и никому уже особо не интересна его личность.

А большую часть объема книги Пенни тратит на песнопения. Десятками страниц она обрисовывает всю мощь, красоту, великолепие монашеского пения. Ровно так же в предыдущем романе «Разные оттенки смерти» Пенни пыталась обрисовать красоту картин — и у нее не получилось. С пением чуть лучше, но всё одно плохо — Пенни потратила тысячи слов, чтобы убедить читателя в красоте пения, а читатель (в лице меня) так и остался не убежден в этом.

«Эта прекрасная тайна» с точки зрения профессионализма автора — достойнейшая вещь. Пенни даже со времен седьмого романа сильно выросла, как автор. Читаешь и понимаешь, что ее предыдущие романы были просто фантиками по сравнению с «Тайной». С другой стороны — роман этот скука смертная. Помните про 400 страниц разговоров Гамаша и Жан Ги с монахами? Это не каждый сдюжит. У меня так раза с четвертого только получилось.

Ну и снова (как и в нескольких предыдущих романах) Пенни оставляет хвосты на следующие произведения серии. Уже слегка бесит это. Хочется самостоятельный роман, а автор накидывает парочку клиффхэнгеров в конце.

6/10

Поделиться ссылкой:

Луиза Пенни — Эта прекрасная тайна (2012)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх