Луиза Пенни — Убийственно тихая жизнь (2005)

Луиза Пенни — Убийственно тихая жизнь (2005)

Дебютный роман Пенни, вышедший в начале 2005 года.

Оригинальное название: Louise Penny — Still Life.

Обычная история — бывшая телевизионщица и алкоголичка Пенни, перелицевалась в добропорядочную домохозяйку, вместе с мужем перебралась в маленькую канадскую деревушку и в возрасте сильно за сорок решила со скуки попробовать себя в писательстве. “Убийственно тихая жизнь” стал первым романом тети Луизы, написан он был в 2004 году и вот тут то и выяснилось, что издатели в очереди не стоят, дабы опубликовать этот гениальный кусок литературы. (Памятка Молодым Талантливым Авторам — вы нафиг никому не нужны со своими творениями.)

Но. Раз уж этот роман был издан на русском, да еще это и не первое издание — впервые он был издан у нас в 2007 году, под названием имени Хмелевской “Что скрывал покойник” — значит где-то суровая правда жизни превратилась для Пенни в сказку про Золушку. Для Пенни сказка началась, когда рукопись оказалась в конкурсной программе Британской Ассоциации писателей-детективщиков. Эта Ассоциация каждый год вручает кучу наград, и одна из них называется The Debut Dagger — она вручается автору, ранее нигде не публиковавшемуся. (Это как если бы у нас какой-нибудь Корецкий вручал награду каким-нибудь дятлам с СИ. Бред, но тем не менее.) Так что вот — в 2004 году “Убийственно тихая жизнь” выиграла этот самый The Debut Dagger — награда не гарантирует публикации, но те, кому надо, естественно, присматриваются к победителям и номинантам. Так что роман в 2005 году был издан — сначала в Англии и в Канаде, а затем и в США. И понеслось — Пенни к настоящему времени написала уже больше десятка романов. А “Убийственно тихая жизнь” через пару лет получила еще одну награду от Ассоциации детективщиков — New Blood Dagger, вручаемый за дебютный опубликованный роман. Ну вот так звезды сложились.

Сюжет. В маленькой деревушке Три Сосны убили древнюю бабушку Джейн Нил. Стрелой. Выпущенной из лука. Для расследования убийства в деревню прибывает бригада полицейских во главе со старшим инспектором Арманом Гамашем.

Собственно, впервые появившийся в этом романе Гамаш так и будет кочевать по всем романам Пенни, расследуя убийства по канадским захолустьям.

Проще всего стиль Пенни описать так — она, к настоящему времени, пятикратный обладатель премии Агаты Кристи. Если кто думает, что премия эта вручается за увлекательный сюжет, великолепный стиль и прочее в том же духе — то вы ошибаетесь. Премия Кристи дается тем произведениям, которые а) детектив б) в произведении должна быть стандартная пара “следователь — преступник” (при этом преступник не должен быть маньяком, желательно чтобы преступник был один и прочее в том же духе, а следователь желательно чтобы был частным детективом (на примере этого романа видно, что последнее не принципиально — полицейские тоже люди) и в) в романе не должно быть секса, сцен насилия, маньяков с кровью, кишками и расчлененкой, и прочего, что могло бы оскорбить чувства викторианских дам. Как понимаете, авторы вроде Гранже и Тилье никогда премию Кристи не получали.

А вот Пенни отлично вписывается в рамки премии. Такой плюшевый детективчик, где о кофе думают больше, чем об убийстве. Много диалогов, из них много диалогов ни о чем, минимум действия. Народ ходит туда-сюда, треплется о чем то своем. “Так, ребята, сегодня праздник, потому айда по домам, к семьям и за праздничный стол, а убийством займемся завтра”. Это Гамаш говорит своим подчиненным в первый день расследования. Ну-ну. Что-то мне кажется, что о работе канадской полиции Пенни знает примерно столько же, сколько и я.

Да бог с ним, с нереалистичностью — роман не понравился не поэтому. И даже не из-за мотиваций персонажей и убийцы — хотя там тоже цирк с понями: всё объясняющие рисуночки на стенах дома, замазанные персонажи на картине, молодая полицейская, которая лажает абсолютно во всем (ну вот не нравится Пенни чем-то этот персонаж), какие-то совсем уж бредовые задержки в расследовании (по решению суда полиция не может войти в дом убитой и осмотреть его), “ложный след” с липовыми признаниями. Хрен бы со всем этим — ну не справилась Пенни с сюжетом, бывает.

Фиговее другое — Пенни не справилась и с персонажами. Они все настолько картонные, что становится совсем уж неинтересно. Что становится известно об убитой? Ее родители не дали ей выйти замуж за лесоруба. А через 60 лет она умерла. На этом — всё, вот и все вводные. Что там про Гамаша? Он полицейский, у него есть жена. Всё. С остальными примерно так же — персонажи так и не обрастают мясом, оставаясь функциями. Вдобавок в романе есть отсылки к событиям, неизвестным читателям: в случае с Гамашем это дело какого-то Арно — “у тебя будут неприятности, как в деле с Арно”, “я поступлю так же, как в деле Арно”. Какого, блин, Арно? То ли Пенни забыла написать, в чем там дело-то было, то ли это оставлено для какого-нибудь продолжения.

Кстати, о Кристи. Вот старушка Агата если уж и показывала какую-нибудь маленькую деревушку и добропорядочное семейство, то всё одно потом выяснялось, что в этом семействе мать ворует деньги, отец трахает служанку, дочь на кокаине, а сын — коммунист. Интерес был это читать. А вот у Пенни все персонажи одномерные. Вот счастливая семья, и к концу романа она останется счастливой семьей. Вот счастливый союз двух гомиков — в таком же социальном статусе они и до финала доберутся. А вот старая писательница — просто старая писательница. А вот… Да пофиг. Суть в том, что ни у кого в романе нет двойного дна, нет подвоха, как Пенни расписала характеристики в начале романа, так они с ними до конца и добрались. (Пара исключений — убийца, по понятным причинам, и подросток — но там глупая история со скрытым гомосексуализмом.)

Итого. Интересно было, за какие детективные произведения сейчас премии дают — ведь помимо двух вышеуказанных наград роман получил их еще пяток, и довольно приличных. И, собственно, вопрос — а что, сейчас всё настолько фигово с детективами, что настолько слабые произведения оказываются настолько титулованными?

3 / 10

Поделиться ссылкой:

Луиза Пенни — Убийственно тихая жизнь (2005)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх