Луиза Пенни — Разные оттенки смерти (2011)

Луиза Пенни — Разные оттенки смерти (2011)

Седьмой роман Пенни. Вышел 30 августа 2011 года.

Оригинальное название: Louise Penny — A Trick of the Light.

Один из тех романов, для понимания которых надо читать романы предыдущие. Слишком много действующих лиц, их характеры и поступки, перекочевали в эту книгу из предыдущих книг серии. Ранение Гамаша — «Хороните своих мертвецов», арест Оливье — «Жестокие слова», разборки инспектора с начальством — «Самый жестокий месяц», и так далее. Плюс, Пенни делает зарубки на будущие книги: съезжающий с катушек Бовуар, или подозрения Гамаша об очередном своем враге в полиции. (Последнее странно, вроде в прошлой книге всё о слитом в сеть видео с неудавшейся полицейской операцией прояснили, а в этой книге опять начали по новой.) Не, читать «Разные оттенки смерти» можно и так, к тому же самые важные моменты Пенни озвучила, но скажу так — если бы я уже не знал, кто все эти люди в книге, то оценка бы у меня вышла много, много меньше.

Итак, в деревне «Три Сосны» очередное убийство. На вечеринке в честь открытия выставки Клары убивают ее школьную подругу, с которой Клара не общалась несколько десятилетий. Расследовать это убийство в «Три Сосны» приезжает, в очередной уже раз, инспектор Гамаш и его бригада.

Что сказать за расследование? Оно есть. И преступление есть, и расследование, и разоблачение преступника в олд-скульном стиле — это когда все подозреваемые собираются в одной комнате, а сыщик долго толкает изобличающую речуху. Но, как это всегда и бывает у Пенни, расследование в книге не главное — так, оно движется еле-еле, и движется походу только для того, чтобы книга полностью не скатилась в бытовые разборки персонажей и не потеряла слово «детектив» в графе жанр.

А сосредоточилась Пенни в этот раз на Извинение и Прощение. Питер всю книгу кается перед Кларой, за то что он не до конца был честен с ней. Убитая тоже без конца извинялась. Отказавший когда-то в выставке Кларе галерист теперь ищет прощения у нее и у Гарбье. Оливье и Гамаш исполняют странный танец — кто кого должен больше извинить. У подсевшего на таблетки Бовуара совсем мысль потерялась — кто там кого должен простить. Среди персонажей стайкой вьются адепты общества Анонимных Алкоголиков — а у них мысли о извинениях в программе заложены, как один из пунктов по пути к очищению. Список можно продолжить, но уже достаточно — вот обо всём этом и читаешь большую часть книги. Оно вам надо? Ну, тогда вперед.

К тому же, во всех эти бесконечных «извини» и «прощаю» я остался согласен с автором не по всем пунктом. Оливье — вор и лжец, и Гамаш его когда-то оправил в тюрьму именно что из-за того, что Оливье сам запутался в нагромождениях своей лжи. Теперь Пенни выписывает Оливье, как безвинную жертву. Странно это. Но добивает отчаянная женская логика Пенни в разборках четы Морроу. Питер четверть века поддерживал Клару и материально, и морально в ее творческих начинаниях, но как выяснилось в этой книге, где-то в глубине души Питер, сука такая, не до конца верил в Клару, а значит «пошел вон из дома, не муж ты мне больше». Пенни посчитала, что Клара кругом права. Я, как бы это помягче сказать, чутка в этом сомневаюсь.

Еще в книге немаленькая часть уделяется искусству — и живые персонажи, и убиенная жертва связаны с живописью. Художники, критики, галеристы. Об изнанке мира искусства Пенни пишет увлекательно, но чересчур увлекается описанием живописи. Вот мазок, и вот мазок, и вот уже перед вами «изумительная» картина. А вот эта картина еще более «изумительная». А вот на этой картине эти белые точки делают ее еще более «изумительной». А вот эта картина, напротив, очень, очень плохая. (А для самых тупых Пенни всё это повторит много раз. Например, пассаж про «физиологические потребности» за книгу повторяется десятка три раз.) И все эти описания у Пенни не получились. Я так и не понял со слов автора, почему один художник у нее хороший, а другой нет. (Это как объяснять отличия одной брутал-дэт группы от другой брутал-дэт группы человеку, который до того считал самой тяжелой музыкой группу «Звери». И как объяснить, что тут классика, а что говно и забыть? Пенни просто изначально взялась за неподъемное — поставить в центр повествования живопись, о которой проблематично внятно рассказать читателям.)

Ладно, что я всё о плохом. Убийство и расследование в книге есть? Есть. Значит это еще один приятный детектив от Пенни. В конце концов, я уже давно не жду от нее хитромудрых полицейских и изворотливых преступников. И в этой книге Пенни в этом плане ничем не удивила. Просто еще один деревенский детектив. Просто еще одна встреча со знакомыми персонажами.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Луиза Пенни — Разные оттенки смерти (2011)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх