Коммунизм — Солдатский сон (1989)

Коммунизм — Солдатский сон (1989)

Пятый альбом проекта «Коммунизм», записанный 22 и 23 марта 1989 года.

В рамках «Коммунизма» Летов-сотоварищи клепали альбомы один за одним. И для каждого, по-первости, находилась какая-то ключевая идея. Это был или сборник старых советских песен. Или сборник стихов какого-то давно забытого писателя. А в случае с «Солдатским сном» это был некий дембельский альбом, с солдатским творчеством.

Откуда взялся альбом — версии расходятся. Где-то пишут, что альбом привез из армии Рябинов. Где-то, что это был альбом Жевтуна, который тоже незадолго до записи откинулся из рядов ВС. А где-то пишут, что альбом нашел на каком-то развале сам Летов. И в принципе, пофиг, откуда он взялся. Главное, что этот альбом попал в поле зрения музыкантов и его было решено использовать в качестве концепции для записи очередного опуса «Коммунизма».

В 90-е альбом ходил по рукам на кассетах — как сейчас помню, что на моей кассете был дикий перекос на каналам. Потом у меня была официальная кассета от ХОР, во второй половине 90-х. А в самом конце 90-х было и первое издание альбома на CD — я тогда его не купил, были другие приоритеты.

В 2005 году Летов сделал реставрацию своих старых записей — планировалось издания на Мистерии Звука. Альбомы Гражданки Мистерия тогда издала, а вот Коммунизмов тогда издали только три из четырнадцати — не рискнули связываться с авторскими правами на копирайтные вещи, в изобилие использованные Летовым на Коммунизмах.

Потом, в 2011 году, было издание альбома на виниле — снова мимо меня. И в 2014 году издательство Выргород, в рамках переиздания всех альбомов Коммунизма, выпустило на CD и «Солдатский сон». Издание Выргорода я и купил.

Оформление. Шестипанельный диджипак. С одной стороны диджипака — обложка, панель с треклистом, составом и информацией о записи, и панель с перечислением музыкальных заимствований на альбоме. С другой стороны диджипака — несколько фотографий группы, и статья Максима Семеляка, в которой рассказывается, какой это замечательный альбом.

Буклета, в традиционном понимании, в издании нет. Вместо него внутрь издания вложена копия дембельского альбома — небольшая книжечка, 9 на 12 сантиметров, на 48 страниц. Книжка эта представляет собой копию якобы того самого дембельского альбома, которым в 1989 году вдохновлялись музыканты. Бумага-меловка, со следами клеток, как в советских тетрадях в клетку. Рукописные стихи, со множеством орфографических ошибок и исправлений. Рисунки как бы фломастером, трогательно «просвечивающих» на другую сторону листа. На самом деле очень круто всё это выглядит — и как создатели «арт-объекта» Выргород просто молодцы.

Слушаем. Музыканты взяли эти «народно-армейские» стихи (так в диджипаке написано), и перевели их в аудио-форму. Некоторые песни были известны задолго до «Коммунизма», для иных стихов музыканты сами написали музыку (ничего особенного — в песнях рулит акустическая гитара, с несложным набором аккордов и простенькими мелодиями). Получились «Солдатский сон», «Новогодний тост», «Дембеля», «Воспоминание», «Весна», «Цыганская песня», «Память», «Тополиный пух», «Сирены вой», «Поезда» — тот самый пул песен, за которые этот альбом и стал популярным. Популярным у военнослужащих. Популярным у гопников и пионеров. То, что легко бренчать на гитаре на лавочке. Чего уж там, я сам, будучи молодым и глупым, часто играл что-то из этих вещей.

Сейчас, правда, энтуазизм поугас — на пьянках с военнослужащими регулярно регулярно всплывают какие-то из этих песен, правда обычно не в исполнении Летова. Помнится, под «Память», на одном из сборищ, началось битье стаканов и мордобой. Вообще, с годами стало понятно, что если в компании с военными (особенно с теми, которые воевали) зазвучали «Память» или «Сирены вой», то это повод очень быстро сворачиваться.

Ладно, чего я о грустном, вернемся к альбому. Несложно заметить, что количество перечисленных песен сильно меньше, чем позиций в треклисте. Так вот — остальное можно отнести к музыкальному балласту. Нет, эти вещи вполне укладываются в концепцию «Солдатского сна» — солдатские тосты, стихи, и прочее в том же духе, обычно с какой-то левой музыкальной подложкой, но вне рамок альбома всё это ценности не имеет. Кроме, разве что, «Серёжи» — пронзительного стиха по мотивам Есенина. Песен там еще остается только две — дурная «С чего начинается армия?», на мотив «С чего начинается Родина?», и «Голубые погоны» исполняемые под фонограмму какого-то джаза.

На издании Выргорода есть еще четыре бонусные песни. Это треки из основного сетлиста, но записанные в другое время. Ценности не представляют — потому как не особо отличаются от оригинала, кроме песни «Дембеля», которую кошмарно изувечили вокалом.

Итого. Персонально для меня, время этого альбома давно прошло. Что не отменяет того, что «Солдатский сон» самый вменяемый и популярный в народе альбом Коммунизма.

6 / 10

Поделиться ссылкой:

Коммунизм — Солдатский сон (1989)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх