Двенадцатый Коммунизм.
После одиннадцатого Коммунизма, “Игра в самолетики под кроватью”, в мае 1989 года Летов-сотоварищи всё-таки закончили заниматься всякой ерундой и лето посвятили записи нового цикла альбомов Гражданской Обороны. Получилось “Русское поле экспериментов” — лучшее, на тот момент, творение коллектива. Записывали летом в Питере, на репбазе Аукцыона, а допиливали у себя дома, в Омске. В сентябре 1989 года работа над РПЭ была закончена и Летов снова обратился к Коммунизму.
И 23 сентября 1989 года был записан Коммунизм №12 — альбом “Лениниана”. Я его впервые услышал во второй половине 90-х, на кассете хоть и как бы фирмовой, но вкладыш, ЕМНИП, был отпечатан на ксероксе — а сама запись была просто чудовищной. А послушав “Лениниану”, я так охренел от представленного материала, что кассета ушла на перезапись, а я благополучно пропустил первое издание альбома на CD в 2001 году — тогда ХОР постарался. Второе издание альбома на CD состоялось только в 2013 году силами Выргорода — когда Мистерия Звука переиздавала Летовские проекты в середине нулевых, то этот альбом они обошли стороной.
Выргород при издании Коммунизмов (а издали они весь архив проекта) использовали какие-то хитрые схемы — диски не продавались, а дарились при заказах на определенную сумму на сайте Выргорода — вероятно, чтобы не заморачиваться с авторскими правами. “Лениниана” был одним из нескольких альбомов Коммунизма, который продавался обычным путем: деньги — диск. Опять же, вероятно, потому, что музыки диск практически не содержит, а потому ситуевину с правами было достаточно просто утрясти. (Диск и сейчас продается — не так много нашлось желающих это купить. Цена вопроса — 300 рублей.)
Оформление. Четырехполосный диджипак. На развороте фотография с Лениным, карикатура с Лениным и статья об альбоме Максима Семеляка. На обороте — треклист. По поводу треклиста — на кассете вообще треклиста не было, на ХОРовском издании основной блок “Ленинианы” шел одним треком на 28 минут (плюс пара довесков), а вот на издании Выргорода “Лениниану” распилили на 13 треков, да еще каждый из них замысловато назвали, потому здесь треклист напечатан такой, вызывающий уважение. Есть еще буклет на двенадцать страниц, полностью отданный под фотографии. Большинство фотографий с одной сессии, снятых в одном месте, а потому почти одинаковых и из-за этого буклет не очень-то и интересный.
Слушаем. Еще на “Игре в самолетики” группа использовала несколько старых текстов о Ленине — кусков соцреализма, в исполнении Летова превратившиеся в неприкрытый стёб. На “Лениниане” идею довели до абсолюта — полчаса аудиофрагментов, надерганных из советских фильмов и пластинок, с голосом Ленина — аутентичного или в исполнении актеров. Плюс несколько песенок, исполненных а капелла племянницей Летова, Дианой. Бессистемное, бессюжетное аудиополотно, напичканное бесконечными повторами отдельных фраз и к концу уже вызывающее раздражение. (Фраза про “спать-спать” повторена, не знаю, раз сто наверное — как же она меня бесила к концу). Да, иронично. Да, местами даже смешно, а несколько фраз наглухо оседают в памяти — про “план Петрограда”, например, но это и всё. А так — идиотичная херня, которую можно послушать раз в десять лет.
К “Лениниане” на этом диске добавили еще бонусов на 18 минут — всё те же стишки и рассказики про Ленина, только уже в исполнении Летова — в том числе вещи с “Игры в самолетики” в других версиях. Ерунда всё это.
Последним номером на диске идет единственная “настоящая” песня. Советская песня “И вновь продолжается бой”, которую Гражданка периодически исполняла на концертах в 90-х. Здесь тоже концертная запись, с концерта 4 июля 199 года — она раньше выходила на диске, который так и назывался “Концерт” — и раз песня попала сюда, значит “Концерт” никто переиздавать не собирается.
Итого. Пальму первенства по неслушабельности среди альбомов Коммунизма удерживает “Сатанизм”, но почетное второе место у “Ленинианы”. И дело даже не в том, что всё плохо, а в том, что этот альбом как анекдот — слушается нормально ровно один раз.
2 / 10