Оригинальное название: Spawn: Origins Collection. Book 1.
В какой еще книге комиксов могли объединиться Алан Мур («Хранители»), Фрэнк Миллер («Город грехов») и Нил Гейман (что угодно, но если вспоминать именно за комиксы, то «Песочный человек»)? Естественно, в истории об Адском Отродье. Спауне.
1991 год. Ряд авторов комиксов в мейнстримовых издательствах серьезно достало то, что персонажи, которых они придумывают для комиксов, автоматом становятся собственностью издательства. Кто-то придумал Робина в комиксах о Бэтмене? Отлично, DC этого Робина уже не одно десятилетие в своих комиксах пользует. Придумал Пол Дини Харли Квинн. Всё, она тоже останется у DC. И не может Дини этого персонажа использовать при работе над другими комиксами в других издательствах. (А ведь Дини писал, например, о Халке. Хотел бы я почитать про Квинн/Халк. Кто кого?)
Вот кучка авторов сказала тогда своим издательствам до свидания и ушла на вольные хлеба. В 1992 году было основано Image Comics. Собственно, это было очередное издательство, но с парой отличий во внутренней политике от того же Marvel/DC. Самое главное отличие — права на персонажей остаются у их авторов.
Понятно, что новое издательство еще должно было раскрутиться — не имея огромной фанатской базы, на вроде как у Супермена или Людей-Икс, Image Comics должны были начинать с нуля. И у них в козырях былb только известные фамилии перешедших к ним авторов и шанс на то, что эти авторы смогут вытянуть новые серии c новыми персонажами.
Одним из основателей Image Comics был Тодд Макфарлейн. До этого он колымил в Марвел, занимаясь там Человеком-Пауком. Выпусков 30 об этом членистоногом он только рисовал, а затем еще два десятка выпусков и рисовал, и писал сценарии. Так что багаж перед Image Comics у него был.
В новом издательстве Макфарлейн извлек из запасников давно придуманного персонажа Спауна. И с мая 1992 года стартовала серия об «Адском Отродье». Остальное уже история. Серия выпускается уже четверть века и пока ее никто не собирается сворачивать. Спаун — это мультики, фильм и игрушки. А еще Спаун — это тиражи от миллиона и больше на первых выпусках, что очень неплохо поспособствовало становлению Image Comics, которое теперь является одним из крупнейших издательств комиксов в мире.
В России Спауна впервые официально издали только в 2016 году. Питерское издательство XL Media расстаралось. За основу было взято импортное издание 2010 года — а это значит первые 12 выпусков серии, немного эскизов, чуть-чуть интервью с создателями серии. А также 10 выпуск, который из-за проблем с правами какое-то время не публиковался. (Да, все эти независимые авторы в конце концов занялись тем же, что и крупные издательства — начали делить права. Красивые тезисы и общий дух свободы — дело хорошее, но бабло — это бабло.)
Историю Спауна знаете? Когда-то его звали Эл Симмонс. Он работал на правительство США, до кучи подрабатывая наемным убийцей. И еще до начала комиксов он умер. Ну, так получилось. Кто-то его убил. Симмонс попадает в Ад. И там заключает сделку с могущественным демоном, который возвращает его на Землю. Эл рвался домой из-за оставшейся одной жены.
Вот только демон схитрил и вернул Эл (а точнее уже Спауна) не сразу после его смерти, а через пять лет. Бывшая жена Эла за это время обзавелась новым мужем и ребенком от него. Оп-па. Нехорошо получилось. Вдобавок Спаун мордой не вышел, от слова совсем. Что-то очень жуткое, с лицом, как у протухшей нежити. Спаун может обернуться обычным человеком. Но, еще одна шутка демона, белым человеком. При том, что Эл когда-то был негром. И его жена была негром. И лучший друг Эла, ныне муж его бывшей жены, тоже был негром. В общем, там еще та Санта-Барбара получилась.
Еще у Спауна есть офигительные демонические силы, но с ними тоже есть нюанс. Силы конечны. И когда их запас дойдет до нуля — Спаун вернется в Ад. Так что у Спауна задача — причинять добро и наносить справедливость, но как можно меньше использовать свои магические способности.
Собственно, комикс именно об этом. Спаун думает, как разобраться со своей семьей. Спаун влипает в истории с местными бандитами. Спаун влипает в истории с другими сверхъестественными существами (как из Ада, так и из места, где похолоднее). Спаун ищет, кто же его убил. Спаун бухает с бомжами, которые стали его новой семьей. И вот так много, много выпусков.
Макфарлейн в серии отвечал и за сценарий и за рисунок. И если художником он до поры был бессменным, то со сценариями получилось похуже. С какого-то момента он начал отдавать сценарии на сторону. Не потому, что не справлялся, а больше для рекламы. И вот в этой книге несколько выпусков написаны другими авторами — упомянутыми Гейманом, Муром, Миллером, и еще Дэйвом Симом. Не, они отличные авторы и их истории тоже хороши, но поскольку за генеральную линию серии отвечал один Макфарлейн, то этим авторам досталось писать вбоквелы, не затрагивающие основной ход событий. Так что выпуски эти вроде и интересные, но из-за них треть книги история топчется на месте.
Рисунок Макфарлейна хорош. Местами странен, но всё одно хорош. А каких он персонажей навыдумывал! Там один местный Пеннивайз чего стоит. (Во всех своих обличьях). Или парочка полицейских. Или… Да много кто. Придумать целую россыпь таких запоминающихся персонажей — дорогого стоит.
Серия знаковая. Серия культовая. И, в принципе, по первым выпускам становится понятно, как она стала таковой. И хотя бы для общего развития, но эту книгу прочитать надо.
9/10