Комикс «Бэтмен: Долгий Хэллоуин» (1997)

Комикс «Бэтмен: Долгий Хэллоуин» (1997)

Оригинальное название: Batman: The Long Halloween.

“Долгий Хэллоуин” обязан своим появлением фильму “Бэтмен” 1989 года. Там долгая история в духе “Авраам родил Исаака”. В 89-м, после успеха фильма, издательство DC запустило еще одну серию про Мыша — «Легенды Темного рыцаря». Серия следовала заветам “Года первого” Миллера — молодые годы Бэтмена и побольше реалистичности (ну, в рамках комиксной вселенной о супергероях). В этой серии появилась традиция выпускать отдельные хэллоуиновские выпуски. (А сама серия “Легенды” благополучно просуществовала аж до 2007 года и в ней вышло более двухсот выпусков.)

Первая “спешл хэлловин стори”, Fears, вышла в 93-м году. И создал ее дуэт из автора Лоэба и художника Сэйла. Тех самых Лоэба и Сэйла. Ну, это сейчас они “те самые”, а на тот момент Лоэб не так давно ошивался в мире комиксов (и вообще до этого он был сценаристом в кино, например он написал сценарий “Коммандо”. Да, то самое “Коммандо” со Шварцем.), а Сэйл, хоть и работал в индустрии комиксов уже десять лет, но все его достижения того периода описываются в биографиях примерно так: “ну, он там чего то рисовал, а потом начал работать с Лоэбом”. Ну, то есть оба создателя были только в начале славного творческого пути.

Комикс «Бэтмен: Долгий Хэллоуин» (1997)

В 94-м и 95-м годах этот же дуэт создал еще два хэллоуиновских выпуска о Бэтмене, Madness и Ghosts. Позднее все три эти истории стали переиздавать одной книгой под названием «Бэтмен: Одержимый рыцарь».

И вот, в 96-м году кому-то в голову пришла чудная мысль — выпустить на Хэллоуин не “one shot story”, но выпуск, с которого начнется новая история. Вот так и получился “Долгий Хэллоуин”, всё от тех же Лоэба и Сэйла — первый выпуск серии появился в октябре 1996 года, как “спешл”, он был увеличенный по сравнению с обычными выпусками, 48 страниц, затем одиннадцать месяцев выходили выпуски-продолжения, уже обычного объема, по двадцать с копейками страниц, и закончили историю в октябре 1997 года, снова увеличенным хэллоуиновским “спешлом”.

Комикс «Бэтмен: Долгий Хэллоуин» (1997)

Впервые все выпуски собрали в одном томе через год, в октябре 1998 года и после переиздавали еще несколько раз. “Абсолютное издание”, которое легко в основу русского издания, вышло в апреле 2007 года. Ну, тут повод был знатный — кое-какие идеи комикса легли в основу вышедшего фильма “Бэтмен: Начало” и его режиссер, Кристофер Нолан, не скрывал того, что в следующей части своей бэтменианы он попользуется сюжетными ходами из “Хэллоуина” еще больше. Самое время было для очередного переиздания.

История в “Долгом Хэллоуине” крутится вокруг готэмской мафии и убийцы с погонялом Праздник, который поголовье этой самой мафии периодически сокращает. Что характерно, только по праздникам. Потому и история в комиксе — это год из жизни Готэма, и каждый выпуск комикса соответствует какому-то празднику в течении года. (В гробу я видел целый год ждать развязки, покупая выпуски по мере выхода, но раз комикс в продажах не лег в свое время, то его ЦА такое не смущало.)

Комикс «Бэтмен: Долгий Хэллоуин» (1997)

Ну и раз речь идет про мафию, то ждите историю в духе “Сопрано” и “Крестного отца”. Фальконе, Марони, их папы, мамы, сестры, дети, племянники, тёрки, разборки, борьба за власть. Бэтмен же, что логично, по другую сторону баррикад и вместе с Гордоном и Дентом обещают друг другу покончить с мафией в Готэме. (Привет, “Темный рыцарь”. А эпизод, когда эти трое собираются на крыше у прожектора и договариваются разобраться с мафией, чуть не дословно воспроизводится в фильме.)

Троица правозащитников в комиксе тоже не обычные “функции”, но люди, с семейными терками и драмами. И вишенкой на торте в очередной раз рассказанная история о превращении Дента в Двуликого. Кислотой в лицо на суде, и минус один честный прокурор, плюс один суперзлодей.

Обычные злодеи мира Бэтмена в комиксе тоже появляются, но скорее как свадебные генералы и особо для сюжета не нужны. Ну, Джокер появился с очередным планом, как всех убить, но огреб от Мыша. Пугало сбежал из Аркхэма, но огреб от Мыша. Пингвин там где-то мелькнул вторым планом. Плющ заходила на огонек, но после порции нотаций от Женщины-Кошки, покинула игровое поле. Да, Селина появляется в истории с пугающей регулярностью, и своей бесполезностью (ну, кроме истории с Плющом) бесит больше, чем все остальные.

История интересная и безусловно по сюжетным перипетиям и многослойности стоящая выше прочих историй про Мыша, но как же бесит повторения одного и того же в каждой главе. За книгу раз десять расскажут, кто такой Кармайн, также десяток раз повторят предыдущие события, одни и те же догадки по поводу личности убийцы расскажут пяток раз. Когда история выходила отдельными выпусками в течении года это всё имело смысл, но при таком омнибусном издании это скорее раздражает. Там процентов двадцать можно спокойно выкинуть из книги, без ущерба для сюжета.

Комикс «Бэтмен: Долгий Хэллоуин» (1997)
Комикс «Бэтмен: Долгий Хэллоуин» (1997)

Нарисовано всё красиво, но как то странно. Много страниц с крупными планами (портрет на всю страницу, а это практически формат А4), это сильно, но, по хорошему, на сюжет не работает. А рисовка может и была потрясающей для 90-х, но сейчас уже не производит такого уж впечатления.

Комикс «Бэтмен: Долгий Хэллоуин» (1997)

Плюс, чрезмерно используется черная заливка. Страницы, где больше половины пространства просто черный цвет — это конечно концептуальненько, но не сильно интересно.

Комикс «Бэтмен: Долгий Хэллоуин» (1997)

А вот с чем в комиксе абзац, так это с цветностью. Комикс раскрасили так, что это просто смерть эпилептика. Мало того, что цвета какие-то кислотные, так еще и раскиданы они как-то хаотично. Бирюзовые лица, зеленое небо, или там черные силуэты людей на фиолетовой крыше — для этого комикса это вполне нормальное явление. Где-то читал, что Сэйл дальтоник, и решил, что это он сам так поигрался с цветами, но нет, раскрашивал комикс совсем другой человек — Грегори Райт. Так что лучшие страницы комиксы — это те, на которых Праздник совершает свои убийства — они сделаны полностью черно-белыми. Походу недоумение по поводу цвета было не только у меня, потому как DC в 2014 году выпустило специальное издание этого комикса, Batman Noir: The Long Halloween — полностью черно-белое. Вот бы у нас издали именно этот вариант. Но это так, мечты.

В бонусах «абсолютного» издания есть уже упоминавшееся интервью с Ноланом, также интервью с Лоэбом и Сэйлом, предварительный сюжетный план от Лоэба (который был еще в заявке руководству DC на эту серию), обложки одиночных выпусков, эскизы и наброски. А вот примечания от Азбуки на этот раз занимают всего полстранички.

Итого. Как обычно, то что когда-то числилось по разряду монумента и культа, сейчас производит не такое уж сильное впечатление. История хороша, да, но сейчас ее читать интересно скорее потому, что в ней не стандартная боевка имени Бэтмена, которой так полны современные комиксы, но прежде всего достаточно интересный детектив, и какой-никакой, но реализм.

8 / 10

Поделиться ссылкой:

Комикс «Бэтмен: Долгий Хэллоуин» (1997)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх