
Оригинальное название: Batman: The Long Halloween.
“Долгий Хэллоуин” обязан своим появлением фильму “Бэтмен” 1989 года. Там долгая история в духе “Авраам родил Исаака”. В 89-м, после успеха фильма, издательство DC запустило еще одну серию про Мыша — «Легенды Темного рыцаря». Серия следовала заветам “Года первого” Миллера — молодые годы Бэтмена и побольше реалистичности (ну, в рамках комиксной вселенной о супергероях). В этой серии появилась традиция выпускать отдельные хэллоуиновские выпуски. (А сама серия “Легенды” благополучно просуществовала аж до 2007 года и в ней вышло более двухсот выпусков.)
Первая “спешл хэлловин стори”, Fears, вышла в 93-м году. И создал ее дуэт из автора Лоэба и художника Сэйла. Тех самых Лоэба и Сэйла. Ну, это сейчас они “те самые”, а на тот момент Лоэб не так давно ошивался в мире комиксов (и вообще до этого он был сценаристом в кино, например он написал сценарий “Коммандо”. Да, то самое “Коммандо” со Шварцем), а Сэйл, хоть и работал в индустрии комиксов уже десять лет, но все его достижения того периода описываются в биографиях примерно так: “ну, он там чего то рисовал, а потом начал работать с Лоэбом”. Ну, то есть оба создателя были только в начале славного творческого пути.

В 94-м и 95-м годах этот же дуэт создал еще два хэллоуиновских выпуска о Бэтмене, Madness и Ghosts. Позднее все три эти истории стали переиздавать одной книгой под названием «Бэтмен: Одержимый рыцарь».
И вот, в 96-м году кому-то в голову пришла чудная мысль — выпустить на Хэллоуин не “one shot story”, но выпуск, с которого начнется новая история. Вот так и получился “Долгий Хэллоуин”, всё от тех же Лоэба и Сэйла — первый выпуск серии появился в октябре 1996 года, как “спешл”, он был увеличенный по сравнению с обычными выпусками, 48 страниц, затем одиннадцать месяцев выходили выпуски-продолжения, уже обычного объема, по двадцать с копейками страниц, и закончили историю в октябре 1997 года, снова увеличенным хэллоуиновским “спешлом”.

Впервые все выпуски собрали в одном томе через год, в октябре 1998 года и после переиздавали еще несколько раз. “Абсолютное издание”, которое легко в основу русского издания, вышло в апреле 2007 года. Ну, тут повод был знатный — кое-какие идеи комикса легли в основу вышедшего фильма “Бэтмен: Начало” и его режиссер, Кристофер Нолан, не скрывал того, что в следующей части своей бэтменианы он попользуется сюжетными ходами из “Хэллоуина” еще больше. Самое время было для очередного переиздания.
История в “Долгом Хэллоуине” крутится вокруг готэмской мафии и убийцы с погонялом Праздник, который поголовье этой самой мафии периодически сокращает. Что характерно, только по праздникам. Потому и история в комиксе — это год из жизни Готэма, и каждый выпуск комикса соответствует какому-то празднику в течении года. (В гробу я видел целый год ждать развязки, покупая выпуски по мере выхода, но раз комикс в продажах не лег в свое время, то его ЦА такое не смущало.)

Ну и раз речь идет про мафию, то ждите историю в духе “Сопрано” и “Крестного отца”. Фальконе, Марони, их папы, мамы, сестры, дети, племянники, тёрки, разборки, борьба за власть. Бэтмен же, что логично, по другую сторону баррикад и вместе с Гордоном и Дентом обещают друг другу покончить с мафией в Готэме. (Привет, “Темный рыцарь”. А эпизод, когда эти трое собираются на крыше у прожектора и договариваются разобраться с мафией, чуть не дословно воспроизводится в фильме.)
Троица правозащитников в комиксе тоже не обычные “функции”, но люди, с семейными терками и драмами. И вишенкой на торте в очередной раз рассказанная история о превращении Дента в Двуликого. Кислотой в лицо на суде, и минус один честный прокурор, плюс один суперзлодей.
Обычные злодеи мира Бэтмена в комиксе тоже появляются, но скорее как свадебные генералы и особо для сюжета не нужны. Ну, Джокер появился с очередным планом, как всех убить, но огреб от Мыша. Пугало сбежал из Аркхэма, но огреб от Мыша. Пингвин там где-то мелькнул вторым планом. Плющ заходила на огонек, но после порции нотаций от Женщины-Кошки, покинула игровое поле. Да, Селина появляется в истории с пугающей регулярностью, и своей бесполезностью (ну, кроме истории с Плющом) бесит больше, чем все остальные.
История интересная и безусловно по сюжетным перипетиям и многослойности стоящая выше прочих историй про Мыша, но как же бесит повторения одного и того же в каждой главе. За книгу раз десять расскажут, кто такой Кармайн, также десяток раз повторят предыдущие события, одни и те же догадки по поводу личности убийцы расскажут пяток раз. Когда история выходила отдельными выпусками в течении года это всё имело смысл, но при таком омнибусном издании это скорее раздражает. Там процентов двадцать можно спокойно выкинуть из книги, без ущерба для сюжета.


Нарисовано всё красиво, но как то странно. Много страниц с крупными планами (портрет на всю страницу, а это практически формат А4), это сильно, но, по хорошему, на сюжет не работает. А рисовка может и была потрясающей для 90-х, но сейчас уже не производит такого уж впечатления.

Плюс, чрезмерно используется черная заливка. Страницы, где больше половины пространства просто черный цвет — это конечно концептуальненько, но не сильно интересно.

А вот с чем в комиксе абзац, так это с цветностью. Комикс раскрасили так, что это просто смерть эпилептика. Мало того, что цвета какие-то кислотные, так еще и раскиданы они как-то хаотично. Бирюзовые лица, зеленое небо, или там черные силуэты людей на фиолетовой крыше — для этого комикса это вполне нормальное явление. Где-то читал, что Сэйл дальтоник, и решил, что это он сам так поигрался с цветами, но нет, раскрашивал комикс совсем другой человек — Грегори Райт.
Так что лучшие страницы комиксы — это те, на которых Праздник совершает свои убийства — они сделаны полностью черно-белыми. Походу недоумение по поводу цвета было не только у меня, потому как DC в 2014 году выпустило специальное издание этого комикса, Batman Noir: The Long Halloween — полностью черно-белое. Вот бы у нас издали именно этот вариант. Но это так, мечты.
В бонусах «абсолютного» издания есть уже упоминавшееся интервью с Ноланом, также интервью с Лоэбом и Сэйлом, предварительный сюжетный план от Лоэба (который был еще в заявке руководству DC на эту серию), обложки одиночных выпусков, эскизы и наброски. А вот примечания от Азбуки на этот раз занимают всего полстранички.
Итого. Как обычно, то что когда-то числилось по разряду монумента и культа, сейчас производит не такое уж сильное впечатление. История хороша, да, но сейчас ее читать интересно скорее потому, что в ней не стандартная боевка имени Бэтмена, которой так полны современные комиксы, но прежде всего достаточно интересный детектив, и какой-никакой, но реализм.
8 / 10