Комикс «Бэтмен: Год Первый» (1987)

Комикс «Бэтмен: Год Первый» (1987)

Вот сначала читаешь вводные по комиксу — культ, величина, шедевр, потом читаешь его и не врубаешься — а что в нем такого, вроде всё как везде. Летающая крыса, бандитизм, коррупция, опостылевшая обязательная сценка про ребенка над трупами родителей. Ну и почему именно этот комикс вызвал переворот в мозгах из края в край?

Это всё потому, что мы в России благополучно пропустили т.н. “Серебряный Век Комиксов”. Издательство пару десятков лет последовательно делало комиксы всё более плюшевыми. Честные добрые полицейские, оргпреступности вовсе нет, бандиты и не бандиты вовсе, а так мелкое хулиганье, случайно свернувшее с праведного пути.  Инопланетяне, местные фантастические твари и юмор для дошкольного возраста. Вот примерно так 60-е и 70-е Бэтмен и просуществовал. “Счастливы вместе”, только у готэмского Гены Букина денег чуть больше.

И если бы тиражи всей этой ерунды не упали до критических отметок, то и не было бы никакого Бэтмена, которого мы знаем сейчас. А так в  80-е DC решило хоть чуть снизить градус идиотизма в своих историях, и поднять возрастной ценз с 0+ хотя бы до 6+. Появляются новые серии, например Джон Константин — не самый добродушный и однозначно хороший персонаж. Молодой Миллер рисует “Возвращение Темного Рыцаря” — мрачная антиутопия, которая хоть собрала в то время ряд негативных отзывов в прессе, но продавалась более чем, а сейчас, по мнению авторитетных изданий, и вовсе считается если и не лучшей историей о Бэтмене, то точно в первой тройке. Начинают выходить “Хранители” за авторством Мура. DC начинает серию “Кризис на бесконечных Землях”, в которой устраивает геноцид своим комиксным героям — несколько десятков, еще вчера несокрушимых, героев упокоились с миром, включая Флэша и Зеленую Стрелу (не навсегда, это же комиксы).

И вот всё это подтянуло продажи издательства к приемлемым показателям. DC верно поставило на уход от ванильно-карамельной тематики. В 86-м перезапускают Супермена и Бэтмена, позднее и других героев (в том числе и погибших во время “Кризиса” — например, Чудо-женщину) под лозунгом “персонажи требуют обновления”. Тут скорее требовалось не обновление, а именно рестарт, чтобы уйти от их образов из 70-х.

Переписать историю Бэтмена отдали Миллеру, только что закончившему “Падение ТР”. Миллер не стал менять ключевые детали истории — миллиардер-мститель, гибель родителей, возвращение в город после долгого отсутствия, честный полицейский Гордон — а преобразил только место действия. Из конфетно-мармеладного Готэм стал таким, каким он известен нам сейчас — коррупция, бандитизм, мафия, тринадцатилетние проститутки. Заодно были выкинуты все фантастические веяния — никаких пришельцев, мутировавших ученых и бессмертных убийц. Через пять лет Миллер нарисует почти такой же город и назовет его Син Сити. Почти реализм. (Если можно считать реализмом то, что молодому миллиардеру больше нечем заняться, кроме как гонять панков по подворотням).

И вот сработало. После этого, кто бы что не изобретал про Бэтмена, все опирались именно что на работу Миллера. И если, например, алаверды Бёртона Миллеру не очень бросаются в глаза, то Нолан в своих фильмах обращался к “Году первому” настолько часто, что по хорошему там Миллера надо было в титрах ставить, как соавтора.

Сама история, кроме радикальной перезагрузки Готэма, ничем особым не блещет. Уэйн возвращается в город после двенадцати лет отсутствия и маясь от безделья, решает добавить адреналина в свой досуг. Делает первые шаги на новом поприще. Зарабатывает несколько ножевых от проституток, пулевых от полиции. Изобретает свой, ставшим знаменитый, костюм.

Начинает потихоньку гонять крупного преступника Готэма — Римлянина. Полиция тем временем тоже активно гоняет летающую крысу. Никаких флэшбеков о том, что было до Готэма, нет — пока это только костяк истории, которую будут много лет развивать и улучшать. Да и текущая история зияет провалами — не очень-то Миллеру вся эта героика оказалась интересна. Кадр: 9 апреля — Бэтмен в первый раз гоняет шпану в костюме. Следующий кадр: 15 мая — полицейская сводка: “Бэтмен совершил 78 нападений”. Не так пишутся биографии. Вообще, в комиксе про Бэтмена самого Бэтмена не так много, как ожидалось, да и то его свели к набору функций.

А вот кого там много, так это первого честного полицейского в Готэмской полиции, Джима Гордона. По сюжету Гордон переводится в город из Чикаго (в котором у него были проблемы с коллегами), и тоже делает первые шаги по защите Готэма. И вот тут Миллер оттянулся — тут и разборки с коллегами и начальством, и проблемы с женой, и супружеская измена. Не будь в комиксе Бэтмена, а один только Гордон, возможно он читался бы еще интереснее. Странный подход к супергероике, но читать интересно.

Третий персонаж по количестве появлений — Женщина-кошка. Здесь она тоже только изобретает свой костюм. А пока она проститутка-бдсмщица. (Вот все персонажи угловато нарисованы, но что художник сотворил с Селиной — просто ужас. У него какие-то личные счеты к этому персонажу — чтобы нарисовать такой страшный портрет, это еще постараться надо). И еще Женщина-кошка здесь — негритянка.

Прочие знакомые персонажи появляются только мельком. Альфред в паре кадров. Дент (который еще Дент) тоже эпизодически, но уже как помогающий Бэтмену, пока остальная полиция Уэйна гоняет.

Номинально главный антагонист — Лоэб, и комикс заканчивается его арестом. Естественно, стараниями Гордона (Бэтмен в этом мало участвовал), за что и получает повышение до знакомой нам должности капитана.

А концовка комикса была практически без изменений использована в “Бэтмен: Начало” — Гордон собирается сообщить Бэтмену, что в городе появился новый псих, Джокер.

Рисунок не очень. Комиксу всё-таки тридцать лет, можно понять и простить. Но вот у “Хранителей”, вышедших примерно тогда же, рисунок был лучше (хоть и тоже не фонтан). А ведь комикс все эти годы переиздают и переиздают, могли бы когда-нибудь графику и обновить. А ведь тот вариант, что издавали у нас — с очередного мега-делюкс издания 2005 года, еще считается вариантом “с улучшенной раскраской”. Ну-ну. Впрочем, вариант со стандартной, «газетной» раскраской продемонстрирован в примечаниях к книге — просто ужас.

Еще в нашем издании есть предисловие редактора из DC, О’Нила, датированное еще 88-м годом, к первому изданию комикса в хардкавере. Послесловие художника Маццукелли, сделанное в виде забавного черно-белого комикса. А также эскизы, рекламные материалы, варианты обложек, куски сценария. Мутное послесловие Миллера, также из 88-го года. И примечания от Азбуки на несколько страниц.

И еще о нашем издании. Миллер был сценаристом этой истории, рисовал Маццукелли. А раскрашивала ее жена Маццукелли — Ричмонд Льюис. Азбука издала книгу в твердой обложке с выборочным лакированием. Красиво. Вот только допустила ошибку в написании имени Льюис — просклоняла, как будто она мужчина. Народ в интернетах устроил ор, как будто случилось что-то непоправимое и Азбука зачем-то пошла у народа на поводу — и выпустила суперобложку с правильным написанием имени. Предлагалось получить эту суперобложку по месту приобретения комикса. А я когда узнал об этом, то уже и не помнил, где же я покупал “Год первый”. Так вот и живу с неправильной обложкой — аж прям таки повод выкинуть книгу.

Итого. Комикс, конечно, веха, канон, и всё такое. Но сейчас читать его уже не стоит. Любители Бэтмена (да даже и случайно проходящие мимо граждане) в нем ничего нового не прочитают. А корявый рисунок еще больше отпугнёт.

6 / 10

Поделиться ссылкой:

Комикс «Бэтмен: Год Первый» (1987)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх