Жан-Кристоф Гранже — Лес мертвецов (2009)

Жан-Кристоф Гранже — Лес мертвецов (2009)

Восьмой роман Гранже, вышедший 2 сентября 2009 года.

Снова Париж. Снова трупы. Как обычно у Гранже — кровища, расчлененка, каннибализм. Как обычно у Гранже — очередной угрюмый следователь. Только на этот раз следователь — женщина. Следственный судья Жанна Крулевска. (Вообще-то у Гранже она имеет фамилию Korowa, но наши издатели решили при переводе заменить неблагозвучную польскую фамилию на благозвучную польскую фамилию, хоть и взятую от балды. Не первый раз — вспомнить хоть Дриззта До’Урдена, волею издателя ставшего Дзиртом.).

После прочтения осталось ощущение, что Гранже сделал главного героя в этом романе женского пола исключительно потому, что для завязки сюжета нужен был очень глупый поступок, на который мужчина, по мнению Гранже, не способен. А вот Жанна у Гранже в начале романа влегкую ведет себя как дура — меланхолично рефлексирует и пиздострадает, и влезает в расследование, услышав голос маньяка на записи. Записи прослушки одного парижского психоаналитика. Незаконной прослушки. А прослушивала Жанна этого психоаналитика, потому как хотела узнать — изменяет ей любовник или нет. Ну, вот это и есть завязка.

Жанна ведет себя как дура первую треть книги, потом Гранже это надоедает и он переводит ее в привычный для себя режим Пьера Ньемана/Жан-Луи Шиффера — умный расчетливый следак, идущий по следу. Загвоздка в том, что толкового расследования Гранже здесь не предложил — это роман-путешествие, из Франции в Никарагуа, потом в Гватемалу, с кодой в Аргентине. Да, в качестве экзотики Гранже на этот раз предлагает страны Латинской Америки. А в качестве очередного околофантастического допущения — возможное существование доисторических людей в аргентинских лесах.

Фоном для путешествия идут размышления о природе зла — в “Присягнувших тьме” всё на дьявола Гранже грешил, а здесь всё о неосознанном первобытном, да с подложкой из мыслей Фрейда — не тех, которые “неосознанные и сновиденческие”, а о “психологии первобытных народов”. (Любят французы в подобном ковыряться — помимо “Присягнувших” и этого романа, у Гранже еще “Черная линия” со сходными мыслями была, а после еще Франк Тилье стал на той же полянке топтаться — в романах “Монреальских синдром” и “Проект “Феникс”.)

О хорошем. Качественный крепкий триллер имени Гранже. Трэш, конечно, но трэш хорошо написанный и легко читаемый. Узнаваемый, со всеми стандартными рюшечками автора. И пусть финальный финт автора на этот раз не удивил (что-то такое и предполагалось, начиная с середины книги), но сама идея была интересной — это как в фильме “Идентификация”, но с личностями, которые знают друг о друге и активно взаимодействуют. Нормально.

О плохом. Столько воды, как в этом романе, у Гранже прежде никогда не было. По хорошему, половину романа выкинуть и ничего в сюжете не потеряется. Не, Гранже и раньше в романы пихал много сторонних фактов и историй, это было нормально — сюжет обрастал мясом, например, в предыдущем своем романе, “Мизерезе”,  он очень подробно описывал историю Чили, но это было привязано к сюжету, и потому не раздражало. Но тут уже просто переборщил. Жанна пришла к одному свидетелю — получите лекцию об аутизме. К другому свидетелю пришла — прослушайте лекцию о скульптурах. К третьему — пару страниц будут тереть про кровь. Ладно, это всё еще как-то можно к сюжету притянуть, но когда действие переносится в Латинскую Америку, начинается просто блог путешественника — еду туда, вижу то, офигеваю от этого. Понимаю, что “краткость — мачеха гонорара”, но не до такой же степени.

К воде можно отнести и зависшие сюжетные линии — дело, которое вела Жанна до того как кинулась в погоню за маньяком, или ее убитая сестра. И, наконец, Феро, с которым Жанна путешествует вторую половину книги — Гранже очень некачественно вписал его в роман. Не, для финала Феро важен и свою роль он сыграет, но до этого момента он настолько не участвует в событиях книги, что если бы на него не обращали внимания некоторые персонажи, то я бы подумал, что это просто шиза догнала Жанну, и он ей просто мерещится.

Итого. Средний роман Гранже. Но это роман Гранже, а значит его уровень всё равно выше, чем в среднем по палате. Начинать знакомство с автором с него не стоит, но в рамках добивания библиографии ЖКГ более чем.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Жан-Кристоф Гранже — Лес мертвецов (2009)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх