Жан-Кристоф Гранже — Конго Реквием (2016)

Жан-Кристоф Гранже — Конго Реквием (2016)

Двенадцатый роман Гранже.

Оригинальное название: Jean-Christophe Grangé — Congo Requiem.

Вышел роман 4 мая 2016 года, через восемь месяцев после “Лонтано”. Технически этот роман — первое за карьеру Гранже продолжение, как раз того самого “Лонтано”. Фактически — “Лонтано” и “Конго Реквием”, это один большой роман, разбитый на два тома, и события во втором начинаются спустя несколько дней после финала первого. Эту дилогию в русских интернетах называют “Африканский диптих”, в зарубежных — более логично, “Сага о Морванах”.

Да, речь в романе пойдет всё о той же замечательной семье из Парижа. Только на этот раз они все разобщены. Грегуар в Конго решает проблемы со своими шахтами. Эрван тоже в Конго, но в другом месте, расследует обстоятельства смерти сорокалетней давности. Лоик и София во Флоренции, разбираются с убийством отца Софии. Гаэль в Париже, проводит расследование, касающееся ее психоаналитика.

Собственно, Гранже повторил свой фокус из “Кайкена”, когда роман бьётся на две части, со своими убийцами и расследованиями. Вот и в первой части “Конго Реквием” закрываются все вопросы по поводу современной Африки, в том числе и те, которые остались по итогам первого тома. Что там с шахтами, кто убил Монтефиори и Нсеко, и как связаны французы, итальянцы, войска ООН и африканские диктаторы. Всё эта часть закончена, точки расставлены и в живых там осталось не очень много народу. (Да, тут хотелось бы сказать отдельное спасибо издательству “Азбука”, которое еще в аннотации написало о смерти одного из главгероев, которое, вообще-то, случилось только во второй половине книги.) За эту часть в книге отвечают Лоик и Грегуар.

Эрван, до поры — до времени, ко всему этому имеет отдаленное отношение, потому как ковыряется в секретах своей семейки, и шарится по Африке в поисках свидетелей событий сорокалетней давности. И находит, чё. (Честно говоря, все эти ответы оказались предсказуемые, что-то примерно такое я, еще в конце первой книги, и предполагал.)

А вот Гаэль, которая интересуется странным поведением своего психоаналитика, перекидывает мостик обратно к расследованию про Человека-гвоздя. Да, вторая половина книги — это продолжение гонки Эрвана за маньяком (маньяками). Толпы маньячин, пойманных в первом томе, показалось мало, и Гранже практически отменяет результаты того расследования, и начинает новое. И даже заново повторяет трюк из “Лонтано” с ложными финалами. Самая слабая часть книги. потому как ну реально же утомило, когда каждые пару глав по новому “Человеку-гвоздю” ловят. К тому же события первого тома после новых откровений становятся совсем уж глупыми — зачем устроило стрельбу трио придурков, которых положил Грегуар? Получается, что они ничего и не сделали, кроме как покалечили своё собственное здоровье. В честь чего перевозбудился до смерти Крипо, если тут выясняется, что он ничего и не сделал? Ну, и т.д. Да и история финального в книге маньяка удручает — предположение, что один из самых могущественных полицейских во Франции не приглядывает за одним из двух людей, что знают его “страшную” тайну, и пофигистично отмахивается со словами: “да он уже вроде умер”? Не верится.

Фантастическим допущением от Гранже в “Конго Реквием” можно считать чудо-таблетки, побочным действием которых являются супер-силы, от которых почти что семидесятилетние дедушки скачут аки козлики — дерутся с обученными полицейскими и побеждают, или бегают спринт быстрее дядьки на четверть века младше. (Вследствии этого, Гранже этими таблетками фактически маскирует до поры личность убийцы, что одного, что второго — ну потому, что уж никак нельзя было подумать на этих дедов.) А сами таблетки, способные блокировать/усиливать жестокость человека, скорее напоминают не прошлые исследования Гранже в области насилия, а сходные литературные измышления коллеги Гранже по авторскому цеху и стране Франку Тилье (романы из серии о комиссаре Шарко, например, “Монреальский синдром” или “Проект “Феникс”).

Еще Гранже вспомнил свои ранние романы, и решил героев особо не жалеть. Да тут персонажи и сами ищут себе смерти — каждый по разному, и по разным причинам. И также, как в “Империи волков”, финальную точку в повествовании ставит не тот, кому по логике вещей это стоит делать, а персонаж, большую часть времени проведший в тени. Причем, так же как и в “Империи” идеально спланировавший финальный акт. И, как обычно, Гранже верен в себе в части обилия насилия — отрезанные гениталии, вспоротые животы, вырванные глаза — добро пожаловать в его прекрасный мир.

Из явных минусов — повторение пройденного. Я дождался второго тома и прочитал “Лонтано” и “Конго Реквием” подряд, потому разжевывание событий из первого романа мне ни к чему, но допускаю, что Гранже нарочно их вставил. Но из главы в главу автор пересказывает одни и те же события. Грегуар сказал Эрвану. Эрван сказал Лоику. Лоик сказал Гаэль. И так далее. А обстоятельства убийства Кати Фонтана и вовсе рассказывается больше десятка раз, каждый раз обрастая новыми подробностями, на манер стишка “В доме, который построил Джек”. Из-за этого в какой-то момент становится скучно.

Итого. Роман с сюжетными просчетами, но Гранже выезжает на классе. Просто берешь и читаешь, пока не кончится. А все претензии к сюжету появляются уже тогда, когда книга прочитана до конца. Перечитывать ее, как те же “Багровые реки” — скорее всего нет, но на один раз — очень даже и ничего. Ну и понятно, что читать книгу нужно только в паре с “Лонтано”, самостоятельной ценности она не имеет.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Жан-Кристоф Гранже — Конго Реквием (2016)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх