Жан-Кристоф Гранже — Земля мертвых (2018)

Жан-Кристоф Гранже — Земля мертвых (2018)

Тринадцатый роман Гранже. Вышел 2 мая 2018 года.

Оригинальное название: Jean-Christophe Grange — La terre des morts.

Никогда не обращали внимание, что Гранже после парочки «классических» своих триллеров обязательно пишет что-то нестандартное для себя? После «Аистов» и «Рек» он выдал фэнтезийное «Братство камня». После «Линии» и «Присягнувших» был подчеркнуто трэшевый «Мизерере». После «Леса» и «Пассажира» — мутный роман о семейных ценностях, «Кайкен». После «Кайкена» была сильная дилогия «Лонтано/Конго реквием». И после «Африканского диптиха» (Интересно, кто придумал это название? На французских сайтах дилогия называется «Сагой о Морванах») Гранже снова решил поиграть с читателем. Мол де ждете триллер? Получите. Но автор в этом триллере поиграется, если не содержанием, так хоть с формой. Получилась у Гранже «Земля мертвых».

С содержанием действительно всё, как обычно у Гранже. Зверски убитая стриптизерша. Бригада полицейских не справилась с расследованием и дело передали более опытному Стефану Корсо и его бригаде. Корсо с энтузиазмом берется за расследование, а тем временем убивают вторую стриптизершу. Одиночное убийство превращается в серию убийств неуловимого маньяка.

Корсо — типичный полицейский от Гранже. Наглый, злой, циничный. Бывший наркоман и убийца, волею случая подавшийся в полицейские. Отличают его от Ньемана, Морвана и Пассана только не слишком здоровые сексуальные предпочтения, которые переросли в его женитьбу на любительнице БДСМ. Корсо определяет круг общения убитой и это приводит его в мир порнографии и БДСМ. Имейте в виду, что первые страниц 150 роман будет крутиться вокруг всяческих извращений — горячих свечек, битого стекла, кулаков и рукопожатий в тех местах, которые для этого никак не предназначены. И большую часть романа будет казаться, что автор это пишет исключительно смакования для, а вовсе не потому, что это требуется для сюжета. Только в самом конце станет понятно, к чему всё это было.

Хотите спойлер? Первая жертва бесплатно снималась в самом жестком порно. Вторая жертва практиковала некрофилию. Третья жертва работала мужчиной-проституткой. Все они выросли в детских домах и у всех были закидоны по части секса. Корсо также вырос в детском доме и у него тоже есть закидоны по части секса. Догадайтесь, насколько «это ж-ж-ж неспроста».

Гранже в романе долго пишет о сексуальных девиациях, а такое чтение, мягко говоря, на любителя. А то, что на последних страницах чушь всех предшествующих страниц прояснят, еще не значит, что эта чушь станет интереснее в ретроспективе. Да и до последних страниц еще добраться надо.

Помимо вышесказанного, в романе есть и еще отступления от стандартных схем Гранже. Корсо еще в первой трети романа узнает имя подозреваемого. И дальнейшее расследование превращается в поиск улик по конкретному персонажу — художнику Филиппу Собески. Здесь Гранже дергает струны читательского интереса тем, что до конца остается непонятным — виновен Собески или нет, прав Корсо в том, преследует его или это его необоснованный фанатизм.

Из-за этого странного танца Корсо-Собески события романа растягиваются на полтора года. И потому в романе нередки фразы в начале глав в духе «прошел месяц», «прошло полтора месяца» или даже «прошел год». Раньше Гранже писал более компактные по времени романы — и в «Земле мертвых» действие провисает, а напряжение падает. К тому же, роман состоит из трех частей (не равных по размеру) — расследование, суд, после суда. Гранже — это не Гришэм и не Гарднер. У француза хорошо получаются темные подвалы и дождливые улицы. А вот юридические фокусы в светлом зале суда у него вышли значительно хуже.

Многие ругают невразумительную концовку. Не, граждане — такая концовка и должна была быть в романе. Если чуть задуматься, то станет понятно, что именно к такому (на первый взгляд бездарному) окончанию Гранже и вел на протяжении 500 страниц. «Последнее письмо» прямо вытекает из всех предшествующих событий и мыслей, как Корсо, так и его «семьи».

Несмотря на то, что романе нет ничего лишнего — все события вели к «Земле мертвых» — он всё равно читается вяло. Он кажется затянутым. Иногда он кажется откровенно скучным. (И это у Гранже!) Понятно, что эксперимент. Будем надеяться, что эксперимент был разовым и что следующие пара романов француза вернут читателям того Гранже, которого они и хотят читать.

7/10

Поделиться ссылкой:

Жан-Кристоф Гранже — Земля мертвых (2018)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх