Дик Фрэнсис — Дьявольский коктейль (1972)

Дик Фрэнсис — Дьявольский коктейль, первое издание, 1972 год

Двенадцатый роман Фрэнсиса. Вышел в 1972 году.

Актер Эдвард «Линк» Линкольн заканчивает сложные съемки и возвращается домой, к жене и детям. В отпуск, до следующих съемок. Старая знакомая Линка просит его слетать в Африку — у нее там десяток лошадей и все они некоторое время назад синхронно перестали выигрывать. Линк не может отказать старушке и потому летит в Йоханнесбург. Не догадываясь о том, что в Африку его заманили специально, чтобы убить. Понимать это Линк начинает только после того, как случайно выживает после нескольких покушений.

Технически, Фрэнсис написал свой очередной детектив. Суть сюжета — разборки из-за наследства. В качестве приза победителю — доля в шахте, добывающей золото. Замыленный детективщиками сюжет — вспомним хоть «Карман, полный ржи» Агаты Кристи, что вышел за 20 лет до «Дьявольского коктейля». Там тоже речь шла о шахте в Африке (только добывали там не золото, а уран). Но сюжет вытягивает манера Фрэнсиса писать свои детективы. У Кристи же как? Шахта — это просто название, макгаффин, стимул. Просто условное обозначение приза. Фрэнсис же, раз уж взялся писать про шахту, то его герой погуляет по Африке, поговорит об апартеиде, спустится в эту самую шахту, где ему проведут экскурсию по методикам добычи золота из скальной породы. И всё это очень живым, интересным языком. Фрэнсис описывает незнакомые вещи так, что будто читатель сам погулял по этой шахте.

Второй линией сюжета в романе стали киношники. Как снимали, что снимали — виды камер, типы пленок. Всякие мелкие подробности, типа той, что пленку в те годы держали в переносных холодильниках. Отлично вписанная Фрэнсисом двойная закольцовка сюжета — в фильме, в котором снимался Линк, сюжет закольцован (фильм начинается с того, что главный герой сидит в машине, прикованный к рулю, и заканчивается тем же) и сюжет романа полностью повторяет его (в начале романа Линк прикован к рулю и в конце романа тоже).

Небольшие «подтемы» еще больше дробят основной сюжет. Правила наследования в Англии. Очередное мошенничество с лошадьми. Фокусы кинорекламщиков. Читается это всё с большим интересом, а к минусам такого подхода автора можно отнести разве что то, что «стержневой» детективный сюжет вышел довольно хилым. Увидел-догадался-сопоставил. Всё слишком быстро и просто. 

Но Фрэнсис решил так — не долгие разговоры об одном и том же, в которых герой ищет единственную истину, а разговоры «обо всем» — лишь бы читателю было интересно. А «простота» именно что детективной составляющей огорчит лишь самых ярых фанатов «чистоты жанра». Всем остальным — всячески рекомендую. «Дьявольский коктейль» — один из лучших роман Фрэнсиса за всю его карьеру.

Кстати, о «Дьявольском коктейле». В оригинале роман назывался «Smokescreen». То есть «Дымовая завеса». Но при первом переводе романа на русский (а это было в 1990 году), переводчик придумал этот самый «Коктейль». И именно этот перевод названия намертво прилип к роману. (Был еще перевод под названием «Скованный в пустыне», но это тоже отсебятина и, к счастью, такое название не прижилось.) Уже в 2004 году роман был издан на русском под «родным» названием «Дымовая завеса», но память людская инертна, издатель решил не рисковать и во всех последующих переизданиях вернулся к «Дьявольскому коктейлю».

9/10

Поделиться ссылкой:

Дик Фрэнсис — Дьявольский коктейль (1972)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх