
Одиннадцатый роман Макдевита. Второй роман из цикла об Алексе Бенедикте. Вышел в ноябре 2004 года.
Оригинальное название: Jack McDevitt — Polaris.
Первые семь выпущенных романов Макдевита были изначально внецикловыми. Затем автор взялся клепать продолжения. Сначала, в 2001 году, вышел роман «Обреченная», который стал продолжением романа «Двигатели бога» 1994 года. К настоящему времени эти два романа, плюс еще десяток, называются циклом «Космоархеологи». А в 2004 году Макдевит выпустил «Полярис», который стал продолжением романа «Военный талант» 1989 года — так появилась серия о Бенедикте, в которую сейчас входят уже семь романов.
Да и вообще Макдевит сильно ускорился — первые 7 романов он писал 15 лет, а за следующие 15 лет он написал уже 15 романов — поднятый Дэном Брауном интерес к тематике криптоистории был слишком велик, чтобы не поймать эту войну. Только Браун рассказывает всякую фигню об истории на Земле, а Макдевит раскрывает тайны в далеких-далеких галактиках.
Итак, главные герои — Алекс Бенедикт и Чейз Колпат. Парочка торговцев антиквариатом, хорошо знающих один из принципов бизнеса — старая вещь с историей продается значительно дороже, чем просто старая вещь. Потому, чтобы заработать побольше, не грех и поковыряться в архивах, изучить документы и поискать свидетелей. Вот только эти двое — люди увлекающиеся, и иногда в своих поисках они могут зайти очень далеко. Знаете, такие персонажи, которые и вопрос на ответ «42» найдут, если их это заинтересует.
Существенное отличие от первого романа, в котором рассказчиком выступал Алекс — начиная с этого романа и далее во всей серии повествование идет от лица Чейз. Некоторая логика в этом есть — в «Военном таланте» эти двое были парочкой молодых авантюристов. Между выпуском «Таланта» и «Поляриса» прошло 15 лет, в временной линии Бенедикта чуть меньше, но всё равно достаточно. И персонажи повзрослели, а потому их характеры слегка изменились. Алекс стал больше походить на заматеревшего бизнесмена — любящего свет рампы сибарита. У Чейз интерес к приключением тоже несколько поугас, но энтуазиазма всё равно осталось больше чем у Алекса. И это стало больше походить на связку Ниро Вульф/Арчи Гурвин: за мозги отвечает Алекс, за ноги и умелые руки — Чейз. Да и понятно, что читать роман приятнее от лица более активного и скромного персонажа.
Сюжет. «Полярис». Это «Мария Целеста» космоса. Космическая яхта, на которой находились пилот и шесть пассажиров. Во время полета пилот даёт в эфир сообщение, что «Полярис» направляется домой. Когда яхту нашли через неделю, на ее борту не было людей. Тщательное расследование так и не прояснило, что же случилось на «Полярисе» и куда пропали семь человек.
Шестьдесят лет спустя некоторые вещи с «Поляриса» попали в руки Бенедикта. И он решил провести свое расследование тех, давних событий. И заверте…
Детективная составляющая в романе не очень. Честно. Сейчас пойдут спойлеры, но блин. Я читал бумажную книгу, но мне вот интересно — если найти электронный файл с романом, и поиском посмотреть: сколько раз повторяется в нем фраза «продление жизни». Десятки раз, это точно, а может и за сотню перевалило. Засим, вот — на яхте был ученый, работавший над бесконечным продлением жизни (читай, бессмертием) и пять активных противников продления жизни, из-за опасений, что будет перенаселения обжитых планет. А 60 лет спустя расследованию Бенедикта активно мешают люди, очень похожие на некоторых пассажиров «Поляриса». Ну? И до фига остается вариантов для эндшпиля? Вот и Макдевит в концовке ничем не смог удивить.
Еще одним минусом романа стали чрезмерные самоповторы Макдевита из «Военного таланта». Ограбление дома Бенедикта — прямо под копирку с первого романа, включая выброшенные недалеко от дома вещи, похищенные ворами для отвода глаз. Попытка устранения героев путем порчи их скиммера — тоже есть в обоих романах. Финальная разборка в космическом сражении, при том что основное действие романов происходит на поверхности разных планет — и это тоже повтор «Таланта».
Да и вся манера повествования осталась та же — спокойное ковыряние в прошлом, через изучение документов, опросы свидетелей, как живых, так и уже покойных (через их аватары), посещение тематических мероприятий. Довеском идут разнообразные выдуманные авторы, биографы, политики, чьи цитаты всплывают по всему роману. Но это больше в плюс роману — именно за такой стиль мне и понравился «Военный талант». А здесь всё то же самое. Не хуже. Но и не лучше.
«Полярис» слабее первого романа. Слишком много повторов. Слишком обильные и поверхностные рассуждения о бессмертии. (Если пара любит друг друга, и будет жить вечно, то зачем им дети? Так мы и разберемся с перенаселением. Ну-ну.) Слишком очевидный тупняк главных героев. Не в плане поиска истины — там сработали все триггеры, что заложил автор. А в плане их расследования — наплевательское отношение к охране дома, наплевательское отношение к средствам передвижения (герои пережили в романе аж три аварии транспортных средств, и если первая была прямым нападением, то остальные два были заранее подготовленным саботажем, который можно было выявить проверкой систем. Когда летишь на другую планету, и кто-то регулярно пытается тебя убить, то логично было бы тщательно проверить свой корабль, а не героически спасаться после аварии). Короче, слишком много слишком.
Не сказать, что роман плох, но читается он только на интересе к манере изложения Макдевита, а не из-за интересного сюжета. И уж точно — «Полярис» самый слабый роман из первых трех о Бенедикте.
6 / 10
Один комментарий к “Джек Макдевит — Полярис (2004)”