Джек Макдевит — Око Дьявола (2008)

Джек Макдевит — Око Дьявола (2008)

Пятнадцатый роман Макдевита. Четвертый роман из цикла об Алексе Бенедикте. Вышел 4 ноября 2008 года.

Оригинальное название: Jack McDevitt — The Devil’s Eye.

После выхода «Искателя», третьего романа в серии, Макдевит временно завязал с Бенедиктом, и выпустил пару романов в другой своей популярной серии, «Космоархеологи». А затем вернулся к торговцам антиквариатом и выпустил в 2008 году очередной роман о их похождениях, «Око дьявола». Но вернулся с другим настроением, и «Око» сильно отличается от своих предшественников.

Отличается не по манере письма, здесь всё традиционно: вялотекущее действие обильно разбавлено бытовухой — разговоры, приемы, еда и напитки, прочитанные книги и посмотренные фильмы, и всему этому уделяется места чуть не больше, чем сюжетной движухе. И даже обязательная для серии попытка убить Бенедикта с помощью неисправного скиммера в романе присутствует.

Макдевит с каждой книгой увеличивает масштабы происходящего. История одного человека, Сима, в «Военном таланте». Семь пропавших пассажиров в «Полярисе». Двадцать миллионов жителей Марголии в «Искателе». И два миллиарда обитателей Салуда Дальнего в «Оке Дьявола». Макдевит знает, как увеличивать масштабы на порядки. Но при таком количестве вовлеченных в историю персонажей, частные расследования Бенедикта неизбежно отходят на второй план, уступая место глобальной геополитике. И получается совсем не такой роман, на который был настроен до начала чтения.

Хотя начинается роман вполне себе классически для серии. Алекс Бенедикт получает письмо от известной писательницы в жанре ужасов Викки Грин с просьбой о помощи. Пытающийся связаться с ней Бенедикт узнает, что Викки добровольно стерла себе память. И теперь Алекс пытается узнать, что привело писательницу к такому решению, и для этого отправляется по местам ее последних поездок. Расследование приводит его на планету Салуд Дальний — самые задворки галактики.

Чуть больше, чем треть книги, идёт расследование — и здесь всё вполне классически для Макдевита — новые места, новые люди, новые следы. Хоть позже и станет понятно, что большинство следов автор добавил просто для массы, и в расследовании они не пригодятся, но всё равно интересно. Интересным же получился и Салуд — планета, на которой основной туристической заманухой служат истории о разнообразных призраках. Затем роман меняет направление, и превращается в чистое приключалово — кошки-мышки Колпат и Бенедикта с местной службой безопасности. И чуть перевалив за середину романа, главная загадка романа, связанная с «Оком Дьявола» оказывается решена.

А всё остальное место в романе разбираются, что же теперь делать с этой решенной загадкой. И уже не на уровне Бенедикта, а на уровне Конфедерации (мир людей) и Собрания (мир «немых»). С многократно увеличившимся масштабом действий — флот туда, флот обратно. Поэтому Алекс и Чейз большую часть второй половины романа проводят, как пассивные наблюдатели, кроме кратких вспышек их активности.

Читать это по прежнему интересно, но, повторюсь, ожидал то я очередной роман-квест, а получил межгалактические прения по поводу спасения целого мира (мир в данном случае — это Салуд Дальний). Да и Бенедикт в романе ушел на второй план, и действие всё больше завязано на Чейз. Да мозгов Бенедикта в этот раз и не понадобилось — он, конечно, всё понял первым, но никому не сказал, а загадка и для Чейз оказалась не сложной. Как по мне, так это косяк — доктор Ватсон не должен затмевать Холмса.

У романа есть еще один минус, и связан он с противоречиями с предыдущими романами. В течении длинной серии почти неизбежно возникают противоречия, но здесь их просто тьмы. Неоднократно упоминается, что со времен «Военного таланта» прошло четыре года, хотя в «Полярисе» были упоминания, что прошло уже больше десяти лет с времен «Таланта», а от «Поляриса» до «Ока» еще несколько лет. Я было подумал, что это по времени приквел «Поляриса», но нет — упоминаются события и «Поляриса» и «Искателя». Чейз в этом романе упоминает о самом низшем классе своей пилотной лицензии, хотя в «Искателе» она ее повышала. Про дом Гейба сказано, что он был гостиницей при Гейбе, хотя он был гостиницей задолго до Гейба. (Да и с чего бы маститому археологу превращать свой дом в гостиницу?) И прочее, прочее. На повествование это особо не влияет, просто я сейчас романы серии подряд читал, вот и мозолили глаза нестыковки.

Итого. Хороший роман, но он распадается на две части: первая — с исследованиями, вторая — с политикой. И вторая часть хуже. Да и финал, в которой миллионы людей (и не людей) забывают все обиды и начинают работать вместе после одной проникновенной речи — как-то по детски, что ли. По крайней мере, сейчас люди совсем не такие.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Джек Макдевит — Око Дьявола (2008)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх