
Оригинальное название: Jack McDevitt — Firebird.
Восемнадцатый роман Макдевита. Шестой роман из цикла об Алексе Бенедикте. Вышел 1 ноября 2011 года.
При наистандартнейшем для серии начале романа — Бенедикт заинтересовывается вещами пропавшего сорок лет назад физика Криса Робина, опрашивает свидетелей, летает по разным местам — далее Макдевит находит в себе силы отказаться от своих шаблонов. И, впервые в серии, в «Жар-птице» нет детективной линии в «настоящем». Никто не мешает Алексу исследовать дела минувших дней, не присылает ему бомбу на дом, не подстраивает изощренную поломку его скиммера. Даже почти обязательной для серии женщины-убийцы в этом романе нет.
Так что этот роман всё больше про поговорить. Все романы серии про «поговорить», но «Жар-птица» еще больше про «поговорить». Есть здесь, конечно, момент с приключаловом и опасностью для жизни на другой планете, но это выглядит вставным эпизодом, потому как не слишком понятно, а зачем вообще Бенедикт поперся на Вильянуэву. Зачем это понадобилось Макдевиту понятно — ввести в роман линию про искинов, но предпосылки для полета Бенедикта автор описал очень хиленькие.
Итак, в романе две основные сюжетные линии. Первая про искинов. Искусственные интеллекты, насколько они человечны и можно ли считать их личностями. И главный вопрос — стоит ли спасение искинов жизни людей? Бенедикт спасет одного искина на Вильянуэве — планете, управляемой рехнувшимся «Скайнетом», и этим дает старт компании по спасению искинов. Потом Бенедикт переключается на другое расследование, а в борьбе за искинов начинают гибнуть люди. Долгие диалоги о моральных и этических дилеммах, политики, ток-шоу, союзники и оппоненты. И обильные обсуждения по поводу религии. (Как вообще религия пережила десять тысяч лет и распространилась по галактике?) Впрочем, выводы Макдевита любопытны — творческие люди и политики забивают на искинов, а вот бывшие военные и священник с прихожанами рискуют своими жизнями ради искусственных интеллектов.
Вторая сюжетная линия связана с пропавшими кораблями. Когда-то вся серия о Бенедикте началась с того, что бесследно исчез корабль с его дядей Гейбом. И таких исчезнувших кораблей было много. Вот именно к разгадке этого феномена Бенедикт и приходит, ковыряясь в прошлом физика Робина. Эта часть книги интересна и увлекательна. Но. Я в этой разгадке ничего не понял. То есть до этого в книгах Макдевита рассказывалось о феноменальных, но логически объясненных событиях. Планета, изменившая орбиту, в следствии сближения с другим космических объектом. Взрыв нестабильной звезды. Загадка космической «Марии Целесты», связанная с заговором пассажиров. И так далее. А в этой книге даются объяснения в духе: черная дыра, ла-ла, определенный тип двигателя, ла-ла, конструкция корабля, ла-ла-ла, в общем, так оно всё и получилось. То ли Макдевит не справился со своими же загадками, то ли не справился переводчик. А может это мой мозг не справился с такими объяснениями, и для физиков в романе всё было бы понятно и логично. Но это так, мелочи.
Итого. А получилось хорошо. Если нравится серия о Бенедикте, то это очень достойный ее представитель — всё то же самое, но без таких обильных самоповторов, какие были в предшествующих романах. (Хоть и не совсем без них.) Ну и порадовало, что герои у Макдевита тоже взрослеют (стареют, вслед за автором, который уже в преклонных годах?), а не находятся в вечном психологическом стазисе, как во многих сериях других авторов. По крайней мере, такого мрачного, депрессующего Бенедикта в серии еще не было.
8 / 10
Один комментарий к “Джек Макдевит — Жар-птица (2011)”