
Седьмой роман цикла об Алексе Бенедикте. Вышел 4 ноября 2014 года.
Оригинальное название: Jack McDevitt — Coming Home.
Оценка этой книги напрямую зависит от того, надоели ли вам уже похождения Алекса Бенедикта или еще нормально, как давно вы читали предыдущие книги и как относитесь к бесконечным самоповторам — как к милым отсылкам к предыдущим романам или “да задолбал автор одни и те же приемы пользовать, сколько можно”.
У меня так получилось, что перед выходом этой книги, я перечитал предыдущие шесть книг — и эта совсем уж не пошла. Однако ж вот — последняя книга об Алексе Бенедикте вышла на русском. Скорее всего она будет последней и на английском — Макдевиту уже за 80-м, а на ближайшие годы у него значится в планах новый роман из другого его цикла, “Космоархеологи” — и на русском: издательство “Азбука” уже сделало объявление, что Макдевита более издавать не будут, на “Возвращении” они сворачиваются, да и его печатали в убыток, лишь бы цикл добить.
Ну, тут “Азбуке” честь и хвала, за то что не бросают издаваемые циклы, в отличии от. И бесконечно жаль, что самая красивая, из издаваемых у нас, серия переводной фантастики не пользуется популярностью у народа.
Сюжет. Мариса Эрл, внучка известного археолога, после смерти деда, находит в его кладовке железную фиговину, которой много тысяч лет и которая, судя по всему, появилась у деда после его экспедиций на прародитель человечества — древнюю старушку Землю. Так почему же дед, обожавший хвастаться своими находками, припрятал этот артефакт и никому о нем не сказал? Чтобы прояснить этот вопрос, Мариса обращается за помощью к известному торговцу антиквариатом, Алексу Бенедикту.
(Если попадется книга в руки — не читайте аннотацию в ней, там умудрились спалить сюжет чуть более, чем полностью.)
В общем, Алекс и Чейз летят на Землю и проводят расследование, откуда же взялась древняя железяка — самый обычный Макдевит, такие расследования у него из книги в книгу кочуют: разговоры, разговоры и еще раз разговоры, много перемещений в пространстве, пара тупиковых следов и даже практически обязательное нападение на барыг со скиммера. То есть всё то, что уже пяток раз было прочитано в разных вариациях в предыдущих романах. Да и масштабы макгаффина в этот раз сильно меньше предшественников — раньше то новые планеты находили, то загадки галактического масштаба решали, то в судьбу инопланетной расы вмешивались. А здесь чего? Так, кучку артефактов ищут, не более. Бонусом в истории идет история Земли от 3000 года и далее. Упадок, разруха, Темные времена, отсутствие света, мародеры, появление новых государств и упадок старых — иногда даже интересно. (Хотя и не без явных косяков — то у Макдевита в мире пиздец, разруха и анархия — разбойники на лошадях со свечками скачут, и в то же время, каким-то образом, герои садятся в космический корабль, чтобы сгонять к дальнему астероиду и припрятать там барахлишко.)
Вторая сюжетная линия романа — спасение пассажиров “Капеллы”. Это прямое продолжение сюжета предыдущего романа о Бенедикте, “Жар-птицы”. Так что хоть романы в серии меж собой связаны мало, но эти два романа лучше читать в правильном порядке. В этой линии Бенедикт вообще не участвует, Колпат так, слегка руки приложила, но, в основном, герои здесь выступают сторонними наблюдателями. Дилемма в вопросе спасения двух с половинной тысяч пассажиров “Капеллы” заключается в том, что можно рискнуть и попробовать спасти всех прямо сейчас, но могут быть нюансы в плане выживаемости пассажиров, или можно подождать пять лет и гарантированно спасти всех. И в этой линии Макдевит тоже идет своим излюбленным путем — с кучей говорильни, заявлениями политиков, телевизионными новостями, ток-шоу — всё это уже было не раз.
Зато название романа, “Coming Home”, подходит к обеим сюжетным линиям — это и возвращение на Землю, и возвращение “Капеллы”. В принципе, на этом весь цикл возвращается к началу — с пропажи “Капеллы” когда-то начался самый первый роман о Бенедикте, “Военный талант”.
Итого. Между выходом “Жар-птицы” и “Возвращения” прошло три года, и если бы я читал серию о Бенедикте по мере выхода романов на аглицком, то написал бы что-то вроде “еще один отличный роман о Бенедикте”. Но когда все эти романы прочитаны практически подряд, то остается резюмировать: еще один роман о Бенедикте, в котором слишком мало по настоящему нового и слишком много старого.
6 / 10