Гражданская Оборона — Песни радости и счастья (1989)

Гражданская Оборона — Песни радости и счастья (1989)

1989 год. Гражданская Оборона из виртуальной группы, которой занимался один только Егор Летов и периодически появляющийся Рябинов, стала группой «настоящей». Сформировался «нормальный» состав группы. Начались концерты — не редкие выступления с какими-то сиюминутными персонажами (до 1989 года у Гражданской Обороны состоялось всего-то восемь концертов), а концерты в разных городах на регулярной основе.

Летов и компания приезжают в Питер. В апреле Г.О. вступает в Ленинградский Рок-Клуб. В той тусовке Летов особо не прижился, и только с группой АукцЫон у него завязались отношения, похожие на дружеские. Немало этому способствовал Сергей Фирсов, в то время ставший менеджером Г.О. АукцЫон пускает Г.О. порепетировать и записаться на свою репточку. У Летова к тому времени уже готово несколько десятков песен — те, что станут циклом «Русское Поле Экспериментов» из четырех альбомов. Но во время записи в Питере Летова поджидал облом.

Дело в том, что Летова в то время накрыла такая мысль — ранние альбомы, мол, были записаны со слишком гладким звуком. Слишком простым, слишком близким к слушателю. И из-за этого у Г.О. в поклонниках появилось слишком много «посторонних» людей. И теперь Летов хотел записать новые альбомы с максимально жестким звуком. Так чтобы от звука на альбомах всех корежило и плющило. Чтобы на записях была вонь, пердеж и перегруз. Так, чтобы все «не истинные ценители» в ужасе разбежались от Г.О.

Аппарат АукцЫона на такие выверты расчитан не был. Понимаете, так бывает — люди в Питере годами собирают аппаратуру, колдуют с ней. Чтобы у них получался на записях как можно лучший звук. А тут приезжает сибирский панк и говорит — «не, мол, фигня ваша аппаратура, не такой мясной звук выдает, как я хочу».

В общем, помучившись летом 1989 года на точке АукцЫона, Г.О. новых альбомов не записала. Записали они только болванки с ударными (с записью которых в квартире Летова были вечные проблемы — соседи жаловались) и некоторые гитарные партии. А потом Г.О. уехали домой и уже осенью 1989 года допилили эти болванки в полноценные альбомы, которые стали циклом «РПЭ».

Пока группа развлекалась у АукцЫона, им пришла в голову мысль записаться вживую — не запись альбома, а «раз, два, три, поехали» и все играют вместе. То ли как репетиция группы, то ли как имитация концерта. Вот так и получились «Песни радости и счастью». Вся программа была записана за один день — 4 августа 1989 года. Эту запись Летов также увез с собой и допилил напильником. Летов говорил потом, что на питерскую запись он просто наложил шум толпы между песнями. Ну, может еще чего там правил.

«Песни» ходили по рукам в целой куче вариантов. Вообще у пиратов в 90-х было полно вариантов этого альбома. Некоторые песни с него перетекали на «Войну» и наоборот. На каких-то вариантах на «Песни» добавляли песни с других альбомов «РПЭ». Не суть.

Первая официальная версия «Песен» появилась в 2001 году — ХОР издал, на CD и кассетах. Вторая официальная версия — в 2007 году, когда Летов реставрировал свои архивы для их издания на Мистерии Звука. Не считая бонусов, вариант 2007 года претерпел следующие изменения:

— в основной треклист была добавлена песня «Я не верю в Анархию», с идиотской кодой в виде храпа.

— к первой песне альбома «По*уй-На*уй» была добавлена «Прелюдия» в виде всё того же храпа.

— и, главное — Летов убрал из фонограммы весь «шум зала», сделав из как бы концертного альбома как бы студийный.

В 2017 году «Песни радости и счастья» были переизданы еще раз — на этот раз их издал Выргород. Фонограмма на их издании соответствовала изданию Мистерии. Издание Выргорода я себе и купил.

Гражданская Оборона — Песни радости и счастья (1989)

Оформление. Шестиполосный диджипак. С одной стороны диджипака обложка, панель с треклистом и панель с концертной фотографией группы. С обратной стороны диджипака на всех панелях «картины аборигенов Австралии». Буклет на 24 страницы. В буклете статья Летова об альбоме, тексты песен и куча фотографий. Еще к изданию прилагалась открытка с фотографией Летова, Судакова и Жевтуна.

Слушаем. Грязная неряшливая запись. Уже не олдовый панк ранних альбомов, но еще не индастриальный нойз альбомов последующих. Развеселое панковское рубилово, с уходом в хардкор. Быстро, тяжело, шумно.

Ряд песен на «Песнях» — переигровка песен с других альбомов. Уникальные песни здесь — «По*уй-На*уй», «Полон дом говна», «Песня радости и счастья», «Мы будем умирать», которые если где еще и встречались, то только на некоторых изданиях «Войны». Но есть нюанс: три из четырех песен — это простенькие хардкоры продолжительностью минуты в полторы и крошечным текстом, сочиненным на коленке за пять минут. И только «Полон дом говна», исполняемая Рябиновым, действительно отличная песня.

Из того, что не было записано в Питере летом 1989 года, на альбом попали две песни.

Первая. «Всё идет по плану», записана в Новосибирске и Омске. От оригинала отличается убийственно тяжелым звуком.

Вторая. «Новая правда». Записана осенью 1989 года в Питере для проекта «Next Stop Rock’n’Roll». Это был такой совместный проект Ленинградского Рок-Клуба и каких-то датчан. В рамках проекта вышел двойной винил (за рубежом) и двойная кассета (в России), на которых было 14 песен датских групп и 14 песен групп отечественных.

Бонусы. Бонусы для этого диска Летов собирал с лесу по сосенке.

Четыре песни с акустического концерта Летова в Киеве летом 1989 года. Знакомые песни, хреновое качество.

Еще восемь песен с акустического концерта Летова опять же в Киеве, но уже весной 1990 года. И снова ничего особенного, но запись получше.
Еще две песни взяты с еще одного акустического концерта Летова, но уже в Москве, весной 1990 года. Писалось с «воздуха» и эхо голоса успевает задолбать даже в течение этих двух песен.

И завершает диск оригинальная версия «По*уй-На*уй», не испорченная «Прелюдией».

Ко всем этим акустическим бонусам у меня есть только один вопрос — а как они сочетаются с основной программой альбома? Там ядренный электрический панк, здесь акустика. Пересобирал альбом, конечно, сам Летов, но из каких соображений он решил здесь посочетать несочетаемое?

Итого. Нехардкорным поклонникам Летова на этом диске ловить нечего. Почти все песни есть на других альбомах, а те что «уникальные» здесь — они того не стоят. А «Полон дом говна» можно послушать и на сольнике Рябинова «Военная музычка». У меня диск есть — можно и переслушать иногда, но без особого энтузиазма.

6 / 10

Поделиться ссылкой:

Гражданская Оборона — Песни радости и счастья (1989)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх