Первый и пока единственный опыт автора «Острых предметов» и «Темных тайн» в короткой форме. Да и за эту повестушку Флинн взялась не просто так, по велению души, а потому, что ее об этом попросили.
Джордж Мартин. Слышали о таком? «Игра престолов» и всё такое. Мартин также хорошо известен составлением различных фантастических антологий. (Он походу готов заниматься чем угодно, лишь бы не писать продолжение своей основной эпопеи.) В 2014 году Мартин собирал очередную антологию, под названием «Rogues» (на русском она вышла под названием «Негодяи»). А у Флинн в том же году резко поперла вверх популярность, в связи с выходом экранизации «Исчезнувшей». И хотя Флинн никакого отношения к фэнтези, которое было основным наполнением «Rogues», не имела, но ради сверхпопулярного имени на обложке Мартин мог попуститься жанрами. Так и появился этот рассказ — Мартин «попросил» Флинн его написать.
В той антологии рассказ назывался «What Do You Do?» («Что мне делать?» в русском издании «Негодяев»). Но книжные издатели тоже не дураки, и понимали, что на Флинн надо ковать бабло, пока она находится на пике. Поэтому в 2015 году этот рассказ вышел в виде отдельного издания. Книжка вышла всего-то на 60 страничек, но зато в твердом переплете. И с ценой в 7 долларов на Амазоне. И для этого издания рассказ переименовали в «The Grownup» («Кто-то взрослый» в русском издании). Нашим издателям хватило ума не пытаться издать это отдельной книгой, и рассказ добавили «бонусом» в очередное переиздание «Острых предметов».
(Новое русское название рассказа и его новый перевод, скорее всего, случились из-за того, что «Негодяев» издавало «Эксмо», а «Острые предметы» — «Азбука» и эти издательство не договорились меж собой о правах на перевод.)
Про что. Рассказчица работает в салоне «Волшебные ручки». И занимается тем, что дрочит мужикам за деньги. Точнее, дрочила. За несколько лет активной работы у нее стало сильно болеть запястье и ей пришлось переквалифицироваться в ясновидящие. Что характерно — это было второе направление деятельности всё того же салона «Волшебные ручки».
И вот к героине на прием пришла женщина с очередной историей про жуткий дом, сходящих с ума родственниках и возможных убийствах. Героиня, почуяв легкие деньги, взялась «привести дом в порядок и избавить его от демонов». Но увлеклась и сама стала жертвой «дома».
По сути — концентрированная Флинн. Сначала размышления на тему секса, с кучкой физиологических подробностей, как автор любит. Затем воспоминания героини о своем фиговом детстве — как во всех романах Флинн. Затем чуть мистики — а вот это что-то новенькое. А в конце простое объяснение, переводящее всё в детективную плоскость и напрочь отметающее всё мистическое. П-ф-ф. Что-то такое у нее уже было. Только вот рассказ на этом не кончается и через пару страниц дается еще одно объяснение происходящему — снова полностью реалистичное. И в конце жалкое подобие открытого финала.
Флинн придумала неплохой детектив. Не, серьезно — вполне себе качественная детективная интрига на псевдо-мистической основе. Прикольно. Но весь этот детектив занимает дай бог треть от «Кто-то взрослый». Всё остальное — разговоры ни о чем, размышления ни о чем, описания ни о чем. Словно Флинн просто набивала требуемый объем. Ну да, ну да, краткость — мачеха гонорара. Романы Флинн, кстати, страдают ровно тем же самым.
А в 2015 году «Кто-то взрослый» получил премию Эдгара Аллана По за лучший рассказ. Рассказ же не дотягивает даже до звания просто хорошего, а не то что там лучшего. Но логика организаторов премии понятна — Флинн в тот момент была популярнее всей этой премии, вместе взятой. И ее награждение, вернее всего, раскручивало премию, а не наоборот. И литературные достоинства рассказа здесь были вообще не причем.
4/10