
Двадцатый рассказ Гаррисона.
Будущее. Земля. Институт социэтики. Институт занимается тем, что на разных планетах проводит социальные исследования — делает выборку из больших массивов данных, наблюдая за К-фактором и, при необходимости, корректируя его. Этот фактор — вероятность войны на планете. Чем К-фактор выше, тем война вероятнее. Задача института — удерживать К-фактор на отрицательных значениях. На планете Гиммела работает команда института — но вопреки их действиям К-фактор там повышается. Руководитель института и ООН посылают на Гиммелу двух специалистов, чтобы они втайне от основной команды провели свое исследование и выяснили причины роста К-фактора.
«К-фактор» был опубликован в декабрьском номере за 1960 год журнала «Analog». Гаррисон в этом журнале опубликовал несколько десятков своих произведений и, если уж брать совсем формально, то «К-фактор» был первым из них. Дело в том, что Гаррисон в конце 50-х начал сотрудничать с журналом «Astounding» — журнал напечатал несколько его рассказов и первый роман «Неукротимая планета». А в 1960 году «Astounding» был переименован в «Analog». И «К-фактор» был первой публикацией Гаррисона под новой вывеской журнала.
Понять, откуда ноги растут у социэтики — большой эрудированности в фантастике не надо. Это «Академия» Азимова. И социэтика = психоистория. Гаррисон в рассказе вдоволь пополимезировал с Азимовым, а в конце рассказа вывел противоположный итог — мол, можно долго играться в демиургов цивилизации, а решает всё в конце один человек с пистолетом. Да и Хенгли из рассказа — это шутка на тему «а что если один из Селдоновских подопечных оказался бы не таким уж и идеальным». Да, хочу напомнить — первые публикации «Академии» (еще в виде отдельных рассказов) были когда-то во всё том же «Astounding».
Так, идеи Гаррисона понятны. Но. «К-фактор» очень уж нудный рассказ. Долгие пространные объяснения за социэтику. Ликбезы, лекции и доклады. Гаррисон вываливает на читателя страницу за страницей псевдонаучного бреда и читать это довольно тяжко.
Сам Гаррисон, видимо, тоже не считал этот рассказ чем-то «выдающимся». «К-фактор» еще всплывал несколько раз в различных антологиях, но сам Гаррисон не включал этот рассказ ни в один из своих сборников аж до самого 2001 года. То есть, 40 лет автор о рассказе не вспоминал. А в 2001 году вышел сборник «50х50», куда этот рассказ вошел — но тот сборник был не сколько выборкой лучшего, а просто ретроспективой по годам. Вот этим «К-фактором» Гаррисон и «закрыл» 1960 год. В составе этого сборника «К-фактор» был впервые переведен на русский — было это в 2002 году.
5/10