А. Дж. Финн — Женщина в окне (2018)

А. Дж. Финн — Женщина в окне (2018)

Дебютный роман Финн. Вышел в январе 2018 года.

Оригинальное название: A. J. Finn — The Woman in the Window.

Чтобы книга стала бестселлером, нужна красивая история. Внутри книги. Или вокруг нее. В случае «Женщины в окне» имеет место второй вариант.

Смотрите, как выглядит история книги от издательства. Дэниел Мэллори, редактор в крупном издательстве William Morrow. В тайне от всех он написал книгу, в которой активно использовал знания о своих собственных нервозах, психозах, депрессиях — у Мэллори биполярное расстройство и он всё это знает не понаслышке. Затем Мэллори анонимно рассылает рукопись в кучу издательств и романом заинтересовывается всё тот же William Morrow. И только позже издательство узнает, что книгу написал их собственный сотрудник. А дальше успех, бестселлер, издания в нескольких десятках странах мира (причем, практически одновременно издали везде, даже в России книга вышла одновременно с Америкой), куплены права на экранизацию. Фильм уже обещан в 2019 году, а на главную роль уже вписалась Эми «Лоис Лейн» Адамс.

Красивая история, да? Вот только при минимально скептическом взгляде на мир вся эта история кажется полной пургой. Что там на коне в последние годы? «Исчезнувшая» и «Девушка в поезде». Вот только Хокинс и Флинн мало, и на всех не хватает. А раз пипл хавает, то надо обеспечить предложение. Вспомните хотя бы вал «50 голодных сумерек» несколько лет назад. Так почему бы и не выбросить на рынок что-то вроде «Исчезнувшей в поезде»? Вот сотрудник издательства и подрядился на халтурку. И псевдоним для творчества ему выдали подходящий — А. и Дж. не расшифровывается никак, а фамилия может принадлежать как мужчине, так и женщине. И Finn и Flynn достаточно созвучны. Причем, откуда ноги растут у книги, особо и не скрывалось: сюжет крутится вокруг женщины-алкоголички, которая видит преступление, которое то ли было, то ли не было —  всё это настолько явные алаверды Рейчел Уотсон, что даже не смешно.

В остатке так. Продукт продуманный. Продукт коммерческий. Продукт направленный на определенную аудиторию. Продукт нацеленный на большие продажи — зря что ли издательство активно бабло в рекламу вливало. И понятно, что при таких вводных — качество самого текста вещь второстепенная, на продажи особо не влияющая.

Сюжет. Психолог Анна Фокс уже почти год безвылазно сидит в своем доме — после автокатастрофы она начала страдать агорафобией. И развлечений в жизни у нее не так много — любимое вино и наблюдение через окна за жизнью соседей. И вот однажды, в доме напротив, в который совсем недавно заехали новые жильцы, она видит убийство женщины. Проблема в том, что тело убитой не было найдено, а для полиции Анна ненадежный свидетель. Да и кто поверит на слово психически неуравновешенному алкоголику?

Не роман, а клубок надерганных ходов. Основных источников «вдохновения» можно выделить три.

Главная героиня. Здесь без вариантов — Пола Хокинс, «Девушка в поезде». Алкоголизм и провалы в памяти.

Агорафобия. Здесь вариантов много, но мне показалось, что более всего это похоже на фильм «Имитатор» с Сигурни Уивер. И место финальной разборки с маньяком в этих произведениях совпадает.

Слежка за соседями через окна и случайно увиденное убийство. Здесь тоже без вариантов — Хичкок, «Окно во двор». Точнее, это Корнелл Вулрич, рассказ «Должно быть это было убийство», но кто после экранизации Хичкока об этом вспомнит?

Если тащить чужие идеи по чуть-чуть и втихомолку, то можно нарваться на брезгливые обвинения в плагиате. А если тырить чужие идеи большими кусками, то это уже постмодерн, переосмысление и заслуживает если не уважения, то внимания. Мэллори пошел вторым путем, да еще и прикрылся, сделав героиню большой любительницей старых фильмов. Помутнение в сознании — время вспомнить «Газовый свет», речь зашла о тараканах в голове — Фокс садится пересматривать «Головокружение», и так далее. На протяжении романа упоминаются десятки фильмов Хича (не исключая и «Окно во двор»).

Ладно, заимствование чужих идей — примета времени. В мире вообще дефицит новых сюжетов. Главное, как это обыграно и написано.

Как написано. Вот есть Анна Фокс. Есть место действия — дом, в котором происходит почти всё действие. Анна целыми днями шляется по дому, ест таблетки пригоршнями (или наоборот, забивает на них), и бухает. По несколько бутылок вина ежедневно. По утрам блюёт. По несколько дней собирается сходить в душ. И прочее в том же духе. То есть где-то на периферии сюжета происходит что-то интересное, но большая часть романа посвящена именно что бытовухе этой ебнутой алкоголички. Читать всё это неприятно, и утомляет еще в первые пол ста страниц. А до конца еще ой, как много текста.

Как обыграно. Здесь интереснее. Анна — ненадежный рассказчик, поэтому основная интрига романа — что из случившегося с ней происходило в реальности, а что было бредом. Мэллори пошел простым путем, но, в принципе, прилично разрулил всё произошедшее. Блин, такой бы сюжет Франку Тилье — он бы смог им достойно распорядится. А у Мэллори всё вышло просто и незатейливо — то что и нужно было для ЦА «Женщины в окне». 

Итого. Прочитать и забыть. Только читается книга через не могу, из-за мерзотной героини, и хиленького детективного сюжета. И вот просто интересно, сколько еще романов в духе Хокинс/Флинн нас ждет в ближайшее время?

3 / 10

Поделиться ссылкой:

А. Дж. Финн — Женщина в окне (2018)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх