Агата Кристи — Щёлкни пальцем только раз (1968)

Агата Кристи — Щёлкни пальцем только раз (1968)

Третий роман о Томми и Таппенс Бересфордах. Вышел в ноябре 1968 года.

Чета Бересфордов решает навестить в доме престарелых Аду, тетку Томми. Пока Томми беседует с родственницей, Таппенс в гостинной знакомится с другой старушкой — миссис Ланкастер. У Ланкастер явные проблемы с головой и в разговоре с Таппенс она намекает на спрятанного за камином мертвого ребенка. Через 3 недели после этого визита тетка Ада умирает. Когда Бересфорды приезжают забрать ее вещи, то выясняют, что родственники миссис Ланкастер забрали ее из дома престарелых. Таппенс решает разыскать эту безумную старушку.

Бересфорды постарели. В отличие от других, «вечных» персонажей Кристи, Бересфорды постарели. Предыдущий роман об этой паре, «Н или М?», выходил в 1941 году. Спустя 27 лет Кристи решила написать про них еще одну историю. И появившаяся еще в 20-х молодая парочка стала почтенной пожилой парой — в соответствии с датами в календаре. (Или Кристи напутала с датами, или действие романа происходит во второй половине 50-х.) А не как мисс Марпл, которая была «очень старой» еще в конце 20-х и оставалось такой до 70-х.

В 1967 году у Кристи вышел роман «Ночная тьма». Как выяснилось позже, это был последний «осмысленный» роман писательницы. С сюжетом, внятными персонажами и продуманной развязкой. Всё, что у Кристи выходило после «Ночной тьмы» — уже не выдерживало никакой критики. У Кристи начались явные проблемы со здравым смыслом и она уже перестала быть тем автором, который когда-то писал отличные детективы.

«Щелкни пальцем только раз» — это как раз следующий за «Ночной тьмой» роман Кристи.

Задумка у романа была отличная. Милая старушка, которая оказывается маньяком с кровавой историей, протяженностью в почти 60 лет. Пусть это и было всего лишь вариацией на сюжет романа «Убить легко», но задумка всё одно хорошая была. Но как это всё уныло подано в романе…

Таппенс болтается по деревне, в которую ее завели поиски и слушает местные байки. Жил тут миллионер, у которого жена уехала за границу и умерла. Орудовал тут в окрестностях десятилетия назад маньяк, убивавший детей, и его так и не поймали. Томми в это время слушает другие «байки» — врачу кажется, что в доме престарелых происходили отравления. Связанный с исчезнувшей старушкой юрист оказывается связан с десятком ограблений — это уже приятель Томми по секретной службе рассказывает.

И все эти байки ведут к тому моменту, когда Таппенс встречается со старушкой — практически случайно — и та вываливает на нее кучу информации. И с бандитами она якшалась, и детей убивала, и в доме престарелых народ травила, и еще она якобы умершая жена миллионера. И так далее. Да, всех остальных преступников арестовывает полиция без участия Бересфордов — в романе только сообщается итог.

То есть, этот роман — не детектив. В нем нет изобличающего в конце преступника Пуаро. В нем нет подстраивающего очередную ловушку для преступника мисс Марпл. Есть только Бересфорды, которые выслушивают кучу баек, а затем — случайно — оказывающиеся в нужных местах, чтобы им там всё произошедшее объяснили.

Когда-то Кристи виртуозно пользовалась приемом «убийство в далеком прошлом». Роман «Пять поросят», например. Детектив, по крупицам восстанавливающий преступления прошлого. В поздних романах Кристи снова начала пользоваться этим приемом. Практически постоянно — почти все ее поздние романы были о давнишних преступлениях. Этот роман — про «десятки лет назад». «Немезида» — об убийстве десятилетней давности. «Слоны умеют помнить» — тоже убийство 10-летней давности. «Врата судьбы» — 60-летней давности. И так далее.

Но эти «давнишние» убийства у Кристи со временем поменяли «предназначение». Писательница стала ими пользоваться, потому что так было проще. Убийство «здесь и сейчас» подразумевает детали, способы, алиби, допросы. Надо думать и планировать. А если убийство было 10 лет назад, то никто ничего не помнит, не знает и бог его знает, что там на самом деле произошло. Такой вот способ выбрала Кристи, чтобы маскировать собственную неспособность к вразумительным сюжетам.

Читать «Щелкни пальцем» как детектив — бесполезно. Он нелогичный, глупый. С десятками просчетов и повисших в воздухе вопросов (о которых автор попросту забыла). Кто это был? Зачем? Почему? Основную отгадку рассказали — радуйтесь и этому. Читать этот роман стоит только тем, кому в принципе нравится проза Кристи — ее описания и диалоги. Вот это Кристи даже на старости лет пишет красиво. Будь то сельские разговоры старушек или бытовые разговоры Бересфордов — да, Кристи — в этом мастер, этого не отнять. Но всё что касается детективного сюжета — «Щелкни пальцем» в этом отношении безнадежно плох.

3/10

О других произведениях Агаты Кристи вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Щёлкни пальцем только раз (1968)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх