Агата Кристи — Часы (1963)

Агата Кристи — Часы (1963)

Шейла Уэбб, машинистка из секретарского бюро “Кавендиш”, приезжает по вызову в дом мисс Пебмарш и находит в нем труп неизвестного мужчины. А сама мисс Пебмарш слепая, и не подозревает о трупе в своей гостинной. Вдобавок она не вызывала к себе Уэбб.

Спойлеры.

Кого убили? Кантен Дюгесклен, Эдна Брент, Мерлина Райвл

Как убили? Зарезан, задушена, зарезана

За что? Деньги

Кто? Кэтрин Мартиндейл, совместно со своей сестрой Хильдой Блэнд и ее мужем Джозайей.

Что с преступником? Задержаны

Оригинальное название: Agatha Christie — The Clocks.

Двадцать девятый роман о Пуаро. Книга вышла в ноябре 1963 в Англии, уже потом были журнальные варианты в дамских журналах Woman’s Own (в Англии) и Cosmopolitan (в Америке), и затем роман, уже в 1964 году, вышел книгой в Америке. Помимо того, что журнальные варианты были сокращены, этот роман был чуть не единичным случаем, когда первой вышла книга, а только затем роман начали печатать с продолжениями в журналах. Обычно всё бывало наоборот.

Поздняя Кристи — а значит роман нудный, тяжелый, многословный, с отвлечениями на посторонние темы (взять хоть монолог Пуаро о собаках на пару страниц). Пуаро, уже не в первый раз, в романе нужен только в качестве deus ex machina: появляется в середине романа, из дома не выходит, в конце романа раскрывает убийство, делая выводы на основе рассказов полицейских.

Сюжет о Пуаро, раскрывающим преступление не выходя из дома, у Кристи появляется не впервые, такое уже было в паре ранних рассказов (например, в “Исчезновении мистера Давенхайма” 1924 года). В этом романе его Арчи Гудвиным служит особист-контрразведчик Колин Лэм, расследующий деятельность группы шпионов в Англии, и случайно встрявший в дело об убийстве. Отличие же от других романах о Пуаро, что в конце романа бельгиец не изобличает убийцу, а только излагает свою версию полицейским, а уже последние находят улики, изобличающие убийц.

С первым убийством Кристи перемудрила — труп подброшен в дом слепой женщины, в комнате с трупом расставлены несколько принесенных часов с неправильно выставленным временем, труп обнаруживает посторонний человек, попавший в дом в результате хитрой схемы. В конце Кристи всё это связывает в кучу, объясняя всё тем, что убийцы почерпнули способ убийства из бульварного детективного романа. Кристи то, конечно, вывернулась, но читать всё это не так интересно.

Из особенностей романа можно отметить то, что имя первой жертвы остается неизвестным до последней страницы, и его смерть расследуют не зная его личности и потому не представляя мотивов преступления. Другая особенность это то, что второе и третье убийство совершают в людных местах — вторую жертву задушили в телефонной будке на многолюдной улице, а третью зарезали на оживленной станции метро. Не то, чтобы уникальный, но достаточно редкий для писательницы случай.

Сюжет.

Мистер Блэнд (его имя Josiah, и тут переводчики оторвались по полной — в разных переводах он побывал и Иосией, и Джозайей, и даже просто Джошуа) много лет назад женился на канадке Валери, которая после замужества перестала общаться со своей семьей. Валери умерла во время войны, и Блэнд женился повторно на Хильге. Через пятнадцать лет умирает богатый родственник Валери, и поскольку в Канаде никто не знает, что ее давно нет в живых, то Блэнды выдают Хильгу за Валери и получают наследство. А еще через год в Англию приезжает канадский адвокат, знавший когда-то Валери, и Блэнды, опасаясь разоблачения, совместно с сестрой Хильги, Кэтрин, убивают его. Кэтрин же, бывшая секретарь писателя-детективщика, и напридумывала планов убийства, как в дешевой пульпе. Разоблачены из-за обстоятельств второго убийства, которое, как и третье, совершались без подготовки и планирования.

Попутно в книге идёт вторая сюжетная линия — поиск шпионов. Но там совсем всё не о чем. Пустые разговоры и нелепые совпадения. И две улики — чешская монета и записка, в которой указан адрес, и только в конце романа до контрразведчика дошло, что 61 это перевернутое 19. Лучше бы Кристи отдельную книгу об этом написала — в этом романе шпионы просто добавлены для объёма, с подвисшими сюжетными линиями.

Итого. Понятно, что лучшие произведения о Пуаро были написаны лет за двадцать до этого романа, но и в последние пятнадцать лет жизни Кристи писала и более интересные произведения, чем эти “Часы”.

5 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Часы (1963)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх