В деревне Кингз-Эббот происходит убийство местного жителя Роджера Экройда. Племянница покойного уговаривает Пуаро, отошедшего от дел и занимающегося садоводством в этой деревне, заняться расследованием.
Спойлеры.
Кого убили? Роджер Экройд
Как убили? Ножевое.
За что? Сокрытие шантажа и доведения до самоубийства.
Кто? Джеймс Шеппард.
Что с преступником? Самоубийство.
Оригинальное название: Agatha Christie — The Murder Of Roger Ackroyd.
Третий и самый популярный роман об Эркюле Пуаро вышел практически одновременно и в Англии и в Америке в июне 1926 года. А 87 лет спустя, в ноябре 2013 Британская Ассоциация писателей-детективщиков признала его самый лучшим детективом всех времен и народов.
В интернете постоянно читаешь, как обидела Кристи весь детективный жанр этим романом, нарушила заповеди детективщиков и чуть не была исключена из клуба детективщиков. Боже, дай людям гугла и мозгов. Роман вышел в 26-м, ноксовские заповеди детективного романа появились в 28-м, а клуб детективщиков был основан только в 30-м.
До начала событий романа происходит вот что — миссис Феррар убивает своего мужа. Об этом узнает деревенский врач Джеймс Шеппард. Он шантажирует Феррар, получает от нее двадцать тысяч фунтов, проматывает их, начинает шантажировать заново, Феррар не выдерживает давления и кончает жизнь самоубийством.
С ее самоубийства начинается роман. Перед смертью Феррар пишет письмо, объясняющее, почему и зачем, своему новому жениху Роджеру Экройду. И чтобы избежать огласки, Шеппард закалывает Экройда кинжалом.
Вот сюжет особого восторга не вызывает — он не особо интересный, и не самый запутанный. Да и множеством подозреваемых похвастаться роман не может. Если вспомнить, как Кристи начала писать позже. Да хоть “Смерть на Ниле” — там практически у каждого на пароходе были и причины, и возможности. Бывшая подруга, лживый адвокат, вор, мошенник, и даже коммунист (уже причина для подозрений, в тридцатые-то годы). Вот там было где развернутся с такой пестрой компанией. А тут как-то блекло всё. Единственный ложный след — исчезновение пасынка Экройда, Пейтона. И… всё. Да и со способом убийства Кристи перемудрила — использования диктофона и будильника. Убийство, к которому толком и не готовились, совершается с использованием хитрых приспособлений?
И почить бы в бозе этому произведению, если бы не одна особенность — роман написан от лица доктора Шеппарда. И вот это получилось великолепно. Мы весь роман читаем записи доктора, и в конце узнаем что он виновен.И получается как с фильмом “Шестое чувство” — в конце узнаешь, что тебя обманули и начинаешь пересматривать. Так и тут — закончил читать, перечитай еще раз. Уже зная концовку начинаешь вылавливать фразы Шеппарда, разбросанные по книги, на которые при первом прочтении и внимания не обратил.
Уходя с места преступления: “У двери меня охватило сомнение, и я оглянулся — все ли я сделал, что смог?”.
Когда вернулся на место преступления: “Экройд сидел в кресле перед камином в той же позе, в какой я его оставил”. “Я сделал все то немногое, что еще оставалось сделать. Я постарался не изменять положения тела и совсем не касался кинжала. Трогать его было незачем”.
И ведь доктор нигде не врал — он просто не договаривал. А все намеки становятся понятны только со второго прочтения.
Итого. Роман безусловно интересный, но вот что он лучший в творчестве писательницы, я сильно сомневаюсь. Всё-таки он построен всего на одном, хотя и очень эффектном фокусе. Но прочитать стоит. И даже перечитать.
8 / 10