Агата Кристи — Убийство в Месопотамии (1936)

Агата Кристи — Убийство в Месопотамии (1936)

На археологических раскопках близ Хассани, в Ираке, происходит убийство. К счастью для местных следователей через Хассани проезжал Эркюль Пуаро, направляясь из Сирии в Багдад.

Спойлеры.

Кого убили? Луиза Лейднер, Энн Джонсон

Как убили? Удар по голове, отравлена

За что? Месть

Кто? Эрих Лейднер (настоящее имя Фредерик Боснер)

Что с преступником? Предположительно арестован (в книге про это не говорят)

Оригинальное название: Agatha Christie — Murder in Mesopotamia.

Двенадцатый роман об Эркюле Пуаро, вышедший в июле 1936 года.

(На самом деле журнальный вариант романа был полностью опубликован в конце 1935 года в США, но исторически сложилось, что во всех библиографиях стоит дата первой книжной публикации, то есть 1936 год.)

В 1936 году у Кристи вышло три романа, и все три о Пуаро. «Убийство в Месопотамии» был средним из них, и это был такой водораздел творчества. Смотрите. Первый вышедший в 1936 году роман был «Убийства по алфавиту» — и это был последний из романов с Гастингсом. (Позже выйдут еще два романа с этим персонажем, но «Немой свидетель» был переработкой раннего рассказа, и безболезненно для повествования Гастингса удалить не получилось бы, а «Занавес» — это подведение итогов для Пуаро, с понятным появлением там Гастингса). Так что всё, первая эпоха творчества Кристи была завершена и постоянный заменитель доктора Ватсона при Пуаро уже не требовался. Третий роман 1936 года — «Карты на столе», и это был первый роман о Пуаро, в котором появилась Ариадна Оливер. Которая позже будет появляться снова и снова.

А «Убийство в Месопотамии» — это поиск новой формы. Роман написан от первого лица. (Постепенно Кристи от этого отходила всё дальше и дальше.) Роман написан от лица Эми Ледерен — свидетеля событий, не связанного с Пуаро, и единственный раз появляющейся в творчестве Кристи. (Пуаро говорит Ледерен, что подозревает в убийстве и ее, и кажется, что писательница так подшучивает над читателями, заранее проведшими параллели между этим романом и «Убийством Роджера Экройда».) Роман написан, как воспоминания о событиях четырехлетней давности — нечасто используемый ход Кристи, но это скорее было сделано вынуждено: Кристи была в Ираке в 1930 году, в 1932 году Ирак провозгласил независимость, и хоть англичане оттуда сразу не ушли, но некоторые реалии поменялись, так что Кристи предпочла написать о тех временах, о которых помнила сама.

Чего еще? В романах Кристи Пуаро либо присутствует на месте совершения преступления заранее и знаком со всеми действующими лицами, либо приезжает позже и знакомится со всеми в течении расследования. В «Убийстве в Месопотамии» эти два подхода совмещены — Пуаро приезжает после убийства, но знакомство с персонажами и все предшествующие убийству события показаны через Ледерен.

Еще в романе показано «убийство в запертой комнате» — жанр, в котором в те годы джедайствовал Карр, но к которому редко обращалась Кристи.

Герои у Кристи в этом романе получились — может быть потому, что ряд персонажей романа был списан с реальных людей, участвовавших в археологических раскопок в Ираке. Кристи не так часто отказывалась от своего типового набора болванчиков, что у нее кочевал из романа в роман.

Вполне традиционно для лучших романов Кристи, в «Убийстве в Месопотамии» есть несколько вбоквельных линий, запутывающих расследование. Это наркомания одного персонажа и мошенничество с артефактами другого.

Короче. Отлично. Прекрасно. На уровне лучших романов Кристи. Почти до самого конца. И бредовой концовкой Кристи всё это великолепие слила. Не, я всё понимаю, но поверить в то, что женщина не узнала своего первого мужа, и вышла за него замуж во второй раз, прожила с ним несколько лет и всё равно не узнала, а потом муж (первый и второй в одном лице) ее убил, я не могу. Вот никак не могу.

Итого. Очень хороший роман, который слегка подпортила концовка.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Убийство в Месопотамии (1936)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх