Агата Кристи — Убийство в “Восточном Экспрессе” (1934)

Агата Кристи — Убийство в “Восточном Экспрессе” (1934)

Пуаро из сирийского Алеппо приезжает в Стамбул, чтобы отдохнуть, но его срочно вызывают в Лондон. Он садится на “Восточный Экспресс”, чтобы проехать на нем часть пути до Калле, но в пути происходят две вещи. Первое. Поезд застревает в снегах Югославии. Второе. Убивают одного из пассажиров поезда.

Спойлеры.

Кого убили? Американский бизнесмен Сэмюэл Рэтчетт

Как убили? Опоили и нанесли многочисленные ножевые ранения.

За что? Рэтчетт на самом деле был преступником Кассетти. Убийство было местью за похищение и убийство им дочери семьи Армстронгов в Америке.

Кто? Да почти все обитатели вагона — 12 человек. Все были связаны с Армстронгами. В поезде прикидывались незнакомцами. После убийства обеспечивали алиби друг друга.

Что с преступником? Простить и отпустить. Пуаро проникся печальной историей и не сдал эту компанию в полицию.

Оригинальное название: Agatha Christie — Murder on the Orient Express.

Вышел роман 1 января 1934 года в Англии, в Америке издали пару месяцев спустя. На многих сайтах год выпуска написан неправильно — 1933. Ну там хрупкая грань между 31 декабря и первым января. Уже восьмой роман о Пуаро. История с похищением ребенка и его смертью взята из реальной жизни — похищение ребенка Линдбергов в 1932 году.

В Америке, кстати, первоначально выходил под названием “Убийство в поезде на Калле. Просто чуть ранее там издали роман Грина “Стамбульский экспресс” под названием “Восточный Экспресс”, ну и вот, чтоб народ не путался и всё такое.

“Восточный Экспресс” считается одним из лучших произведений Кристи. Ну там Экройд, Негритята, Нил, и вот Экспресс называют в числе лучших. Роман, конечно, известный, но вот лучший ли?

Стандартный герметичный детектив. Только вместо замка или острова — поезд застрявший в снегах. Ограниченный набор подозреваемых, все, на первый взгляд, с алиби. Интересна сама идея, о том что все вокруг лгут, и алиби всех участников строится именно на этом. И если все будут держаться своих показаний, то никто ничего и не докажет. Задумка хорошая, Кристи постаралась. Вот только писательница не придумала, как это идеальное преступление распутать.

В конце Пуаро всех собирает. Толкает речь. А где еще могло собраться такое пестрое общество? И ответил себе – только в Америке. Только в Америке могут собраться под одной крышей люди самых разных национальностей: итальянец-шофер, английская гувернантка, нянька-шведка, горничная-француженка и так далее.

Отлично. Придумал идею, что все связаны с Армстронгами, причем сам дальше и говорит, что чуть не треть присутствующих он не знал куда в этой системе пристроить. Развил. Натянул идею на глобус. Поведал ее. Все покаялись. Аплодисменты. Занавес.

Ну вот как-то слабовато с доказухой. Были у Кристи, конечно, и более слабые в этом плане романы, но они-то в условную пятерку лучших произведений не входили. А тут — он осекся, она запнулась, тот-то покраснел, этот почувствовал. Тьфу. Такую песню испортили.

Итого. Роман читается легко, он такой… вкусный что ли. Уже знаешь кто и почему, а всё равно перечитываешь. Ну тут уже не из-за гениальности замысла, а просто у набившей руку Кристи уровень творчества подрос.

8 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Убийство в “Восточном Экспрессе” (1934)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх