Агата Кристи — Убийства по алфавиту (1936)

Агата Кристи — Убийства по алфавиту (1936)

Таинственный преступник совершает убийства в разных городах Англии, выбирая жертв по именам в алфавитном порядке. И еще убийца пишет письма Эркюлю Пуаро, предупреждающие о следующих убийствах.

Спойлеры.

Кого убили? Алиса Ашер, Бэтти Бернард, Кармайкл Кларк, Джордж Эрсфилд

Как убили? Удар тупым предметом (два раза), удушение, ножевые

За что? Деньги, сокрытие

Кто? Франклин Кларк

Что с преступником? Арестован

Оригинальное название: Agatha Christie — The A.B.C. Murders.

Одиннадцатый роман о Пуаро. На большинстве сайтов годом издания этого романа указан 1936. И действительно, первое книжное издание было 6 января в Англии и 14 февраля в Америке. А вот первая публикация этого романа была в американском журнале Космополитан в ноябре 1935 года (в одном номере) и чуть позже в Англии в Daily Express в конце ноября-начале декабря (в шестнадцати номерах). Но в этих журнальных публикациях текст был сокращен почти наполовину.

К середине тридцатых Кристи вышла на свою крейсерскую скорость в писательстве. Три романа в год, или пара романов и сборник рассказов в год. С упором на Эркюля Пуаро. В 1935-36 годах вышло шесть романов и пять из них было об знаменитом бельгийце.

Этот роман отличался от прочих несколькими вещами. Во-первых, впервые со “Смерти лорда Эджвера” 33-го года в повествовании появляется капитан Гастингс. Второе завязано на первое — роман написан то от первого лица (Гастингс), то вдруг Кристи перескакивает на повествование от третьего лица.

И третье — открытый мир. У Кристи ведь обычно герметичные детективы — салон самолета, поезд, замок, остров — ну то есть от пяти до десяти подозреваемых. Или же — небольшая община, деревня, лагерь в пустыне, закрытая школа — ну там тоже пять-десять подозреваемых, остальные — статисты. А тут — раз городок, два городок, три городок, список можно продолжить. И поскольку жертвы не связаны между собой, то и набор свидетелей и подозреваемых каждый раз разный. Кристи этим не очень пользуется, но хоть какое-то разнообразие.

Роман после выхода был принят очень хорошо — и критикой, и читателями. И до сих пор роман обычно фигурирует в списках самых значимых произведений писательницы — не в первой пятерке (там всё оккупировано всем известными произведениями), но точно во второй.

Убийца, Франклин Кларк, решает убить своего брата Кармайкла. Чтобы не вызывать подозрений, он представляет его убийство как дело рук маньяка — для чего убивает двоих людей до брата и одного после. Параллельно он подставляет под подозрения неуравновешенного эпилептика Александра Бонапарта Каста. Был заподозрен Пуаро за легкий расизм в общении (Англия для англичан и всё такое), также проявившийся и в написанных им от лица убийцы письмах. Ну а потом и улики подтянулись — трость, которой были убиты первая и третья жертва, и свидетели, опознавшие его на местах второго и четвертого убийств.

Финальная речь Пуаро обычная для того периода Кристи — до-о-олгие логические построения Пуаро (я подумал, он сказал, я почувствовал, он скривился и я понял), подкрепленные парочкой вещественных доказательств, предъявленных в конце.

Сейчас роман читается не так интересно, но тут не вина писательницы, а ровно наоборот. Кристи родила в романе столько интересных ходов, что с тех пор другие писатели затерли их до невозможности.

Маскирование нужного убийства несколькими другими — сколько угодно, хоть бы и “Убийца полицейских” Макбейна. Письма маньяка-убийцы следователю — да куча таких и книг и фильмов была. В результате преступник определяется на раз — но это с учетом знания творчества подражателей.

Итого. Сильный роман писательницы, в то время находящейся на пике формы.

8 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Убийства по алфавиту (1936)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх