Агата Кристи — Труп в библиотеке (1941)

Агата Кристи — Труп в библиотеке (1941)

В доме семейной четы Бантри обнаружен труп. Миссис Бантри просит помочь с расследованием свою давнюю подругу, мисс Марпл.

Спойлеры.

Кого убили? Руби Кин, Памела Ривз

Как убили? Обоих задушили

За что? Деньги

Кто? Джозефина Тернер, Марк Гэскелл

Что с преступником? Арестованы

Оригинальное название: Agatha Christie — The Body in the Library.

Второй роман о мисс Марпл.

После успеха “Десяти негритят” Кристи (и ее агентам) стало понятно, что ни один только Пуаро способен удерживать ее на плаву. И Кристи начала писать романы не только о пожилом бельгийце — его она, конечно, тоже не бросила, но начиная с 40-х на каждый роман с Пуаро приходился роман без него. Совсем уж внецикловых романов у Кристи получилось не так много — за все сороковые годы таких вышло только два: “Смерть приходит в конце” и “Скрюченный домишко”. Зато писательница реанимировала своих, давно заброшенных персонажей. Вышел “Н или М?”, новый роман о похождениях Томми и Таппенс, о которых Кристи ничего не писала с конца двадцатых. В романе “Час Ноль” суперинтендант Баттл снова становится главным действующим лицом, как в двадцатые — а то в тридцатых он только пару раз мелькал в произведениях писательницы на третьих ролях. У полковника Рейса такая же история — после долгих лет забвения и вторых ролей, он заслужил персональный роман, “Сверкающий цианид”. И, наконец, Кристи вспомнила еще об одном персонаже — старушке из Сент-Мэри-Мид, Джейн Марпл.

Да, к 1942 году, когда вышел “Труп в библиотеке”, мисс Марпл появлялась всего в нескольких рассказах и в одном романе — и этот роман был “Убийство в доме викария”, вышедший в 1930 году. Так что к 1942 году это был давно и прочно забытый персонаж, и был оживлен наряду с другими персонажами Кристи, дабы посмотреть — взлетит/не взлетит. Взлетел. Если Рейс и Баттл так и сгинули в безвестности, то мисс Марпл ждала долгая и успешная жизнь в литературе.

С “Трупом в библиотеке” связана одна непонятная штуковина — он самый короткий из всех романов Кристи. Причем, по роману видно, что он просто недописан — некоторые главы, особенно ближе к финалу, представляют из себя краткий пересказ событий, и не вписываются в обычный стиль писательницы. С чем это связано — не знаю. Или у Кристи сил не хватило, или издатель попросил быть более краткой — шла война, в Англии экономили бумагу. При первом издании романа в Англии, в феврале 1942 года, весь роман сумели уместить на 160 страницах. В Америке проблем с бумагой не было и роман там был опубликован еще в мае-июне 1941 года, в журнале The Saturday Evening Post.

Сюжетно роман представляет собой очередную вариацию на одну из любимых тем Кристи — старый богатый патриарх и бедные наследники. Вариация в этом романе состоит в том, что убивают не старика, а молодую прилипалу, которая развела деда на сочувствие и тот отписал ей долю в наследстве, к неудовольствию других родственников.

С введением мисс Марпл в качестве главного персонажа, Кристи поменяла подход к расследованию. То есть здесь не факты и улики, как в романах с Пуаро, а наблюдения и жизненный опыт. “У нее обкусаны ногти, как у девочек из школы”. “Они так ругались, что я поняла, что они не знакомые, а супруги.” “У вас труп в библиотеке — а вот наша учительница однажды заводила часы, и на нее выпрыгнула лягушка.” Примерно так мисс Марпл и оперирует своими наблюдениями. Из-за отсутствия каких-либо доказательств (лягушку в дело не подошьешь), в романе проявляется еще одна отличительная особенность романов о мисс Марпл — разоблачение преступника происходит при попытки им совершить еще одно убийство, после какой-либо провокации. Этот трюк Кристи позже повторит еще не раз, и не два.

Механику совершения преступления Кристи здесь сделала замысловатой, но не правдоподобной. Убить одного человека, позже убить второго человека, выдать первую жертву за вторую жертву, потому как, когда убили первую жертву, вторая жертва была на людях, что и создало убийцам алиби. А вот второй сюжетный выверт не оригинален. Тайный брак, и потому “тайный супруг” имеет финансовый интерес к убийству, но читатель до поры об этом не знает. Такой фокус Кристи уже описывала ранее, например, в романе “Смерть в облаках”.

Итого. Крепкий роман, с которого началось восхождение к славе Джейн Марпл. Со способами убийства, правда, перемудрили, а сам роман производит впечатление слегка недоделанного.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Труп в библиотеке (1941)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх