Агата Кристи — Слоны умеют помнить (1972)

Агата Кристи — Слоны умеют помнить (1972)

У писательницы Ариадны Оливер на светском приеме завязывается разговор с миссис Бертон-Кокс, которая совершенно обескураживает ее вопросом о том, что случилось с родителями крестницы Ариадны, Селии: отец убил мать или мать убила отца? Родители Селии были застрелены более десяти лет назад, и полиция не смогла разобраться кто кого убил. Оливер решает узнать что же тогда произошло и просит помочь ей в этом своего старого знакомого, Эркюля Пуаро.

Спойлеры.

Кого убили? Молли Рэвенскрофт, Долли Джерроу, Элистер Рэвенскрофт

Как убили? Падение с высоты (Молли), огнестрельные ранения (Долли и Элистер)

За что? Психоз и дурость

Кто? Долли убила Молли, Элистер убил Долли и покончил с собой

Что с преступником? Все умерли

Оригинальное название: Agatha Christie — Elephants Can Remember.

Тридцать второй и последний по времени написания роман о Пуаро.

Интереса ради посмотрел оценки на этот роман на русских сайтах: на лайвлибе оценка 4 с копейками (из пяти) на пару сотен проголосовавших, на фантлабе средний балл 8+ (из десяти) на почти сотню отметившихся. У меня вот вопрос — а все эти люди реально читали “Слонов” или просто за имя Кристи поставили высокую оценку? Или что, им реально это понравилось? Ведь “Слоны умеют помнить” один из самых худших романов Агаты Кристи, который старушка писала уже мучимая Альцгеймером в возрасте за 80, и на котором буквально отоспалась пресса после его выхода.

“Слоны умеют помнить” вышел в 1972 году и стал предпоследним по времени написания романом Кристи — после него она напишет только завершение приключений Томми и Таппенс Бересфорд, роман “Врата судьбы”.

Поздняя Кристи — это почти диагноз. Она многословная — на каждой странице косяками идут шляпки, зонтики, прически, закуски, гардероб, закуски, напитки и прочее, оставляя действию самый минимум. Она повторяется — одни и те же фразы повторяются каждые пару страниц, герои беседуют об одном и том же каждую главу, фразы про слонов, которые помнят, не раздражают только первые раз пятьдесят. Она путается в датах — нет выстроенной интриги, Кристи не смогла даже расписать “где, когда, кто”, всё примерно и на авось: это случилось лет 10-12 назад, а лет ей было 12 или 14, а вот ей было 25 или 27. Угу, а в дурку ее посадили то ли в первую мировую, то ли во вторую. (Восхитительно подметили на англовики — в романе семейная пара: ему 60, она на четверть века младше. И когда-то давно, в молодости, он влюбился в сестру-близнеца своей нынешней жены, но потом передумал. В кого он, простите, влюбился в молодости? В близнеца своей жены, которая его младше на 25 лет? И во что он там влюбился — в две косички и бантик?)

На всё это может и внимание не обратил бы, кабы сюжет был увлекательным, но нет, сюжет хромает на все свои сюжетные лапы — Кристи взяла свой же сюжет из “Пяти поросят”: выяснение, что случилось с родителями девушки, собирающейся замуж, много-много лет назад — и напрочь его испортила. Пожилая миссис Бертон-Кокс пытается расстроить свадьбу своего пасынка, чтобы тот не изменил своего завещания и чтобы после его смерти деньги достались ей, а не его будущей жене. Что? Пожилая женщина занимается вот такой фигней, чтобы двадцатипятилетний парень не изменил завещания? При том, что он здоров как бык и помирать ни разу не собирается. Кристи что, на старости лет решила, что будет жить вечно и это нормальный сюжетный ход — старики ждут естественной смерти молодых, чтобы получить их деньги? Главная же детективная линия тоже убога как никогда — “У меня убили жену, но жена перед смертью попросила не выдавать ее убийцу полиции, поэтому я полиции ее не выдам, а убью сам, и после этого покончу с собой, предварительно отослав своих детей малых в школу за тридевять земель”. Да и расследование не лучше — опросили десяток свидетелей, нашли непосредственную участницу событий, которая все эти годы всё знала, но молчала, и она всё рассказала дочке — кто, как и почему. Конец восхитительного романа.

Итого. Некоторые просто не умеют останавливаться — читаешь этот роман и понимаешь, что Кристи к тому времени на голову уже хворала, но, к сожалению, одно ее имя на обложке гарантировало продажи, потому эта дрянь увидела свет. Но откуда же у этого куска прозы четыре балла на лайвлибе?

2 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Слоны умеют помнить (1972)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх