Агата Кристи — Раз, два — пряжку застегни (1940)

Агата Кристи — Раз, два — пряжку застегни (1940)

В жизни даже величайших людей бывают унизительные моменты. Так думал Эркюль Пуаро, сидя в кресле у дантиста. Впрочем, у дантиста тот день сложился еще хуже — после ухода Пуаро его убили. Все считают это самоубийством, но Пуаро начинает расследование.

Спойлеры.

Кого убили? Мабель Сейнсбери Сил, Генри Морли, Амбериотис

Как убили? Отравлена, застрелен, отравлен

За что? Сокрытие двоеженства

Кто? Элистер Блант, Хелен Монтрессор (Герда Грант)

Что с преступниками? Арестованы

Оригинальное название: Agatha Christie — One, Two, Buckle My Schoe.

Девятнадцатый роман об Эркюле Пуаро.

Роман первоначально вышел в одном из американских журналов в августе-сентябре 1940 года, под названием «The Patriotic Murders». Затем, в ноябре того же года было издание книгой в Англии, под названием «One, Two, Buckle My Shoe». (В Англии в журналах роман не печатали — шла война, экономили бумагу.) Потом еще в 50-х в США при очередном переиздании придумали новое название, «An Overdose of Death».

В России роман издавался неоднократно и под разными названиями. Но все эти разные названия были вариациями на детскую считалку про «Раз, два и так далее». Американские названия «Патриотические убийства» и «Смертельный передоз» у нас не использовались.

В дневниках Кристи сохранились многочисленные записи об этом романе. Кристи работала над идеями долго, придумывала и отметала их пачками. Судя по всему, идея у нее была такая — подогнать действие романа под детскую считалочку о «Раз, два — пряжку застегни…». И так пыталась, и эдак. В конечном итоге сюжет о тройном убийстве был полностью сформирован, а со считалкой так и не получилось, Кристи на эту идею плюнула и написала роман без привязки к «Раз, два» — от нее остались только пряжка в начале романа и названия глав. В общем, так и не вышло у писательницы еще раз распорядиться считалочкой, как в «Десяти негритятах».

Еще о превратностях. Роман был написан в предвоенное время. Точнее, во время его написания шла «Странная война», когда Англия официально уже впряглась защищать Польшу, но по факту ни хрена не делала. В общем, уже как бы и воевали, но на самом деле надеялись, что всё обойдется, и Гитлер остановится на раздербанивании Польши. А вот вышел роман в конце 1940 года, когда война для Англии уже началась настоящая. Так что вот, для англичан роман в момент выхода уже был несвоевременным, а сейчас читается, как нормальное описание предвоенной тревожной обстановки.

К тому же приметы времени в романе не только для фона. Именно напряженной ситуацией в стране Кристи и маскирует причины убийства. И у нее это получается. Вокруг шпионы, крутые политические деятели, население страны расползается в политических взглядах в разные стороны. Фашисты еще считаются приемлемой парадигмой для части населения. Традиционалисты кидаются фразами, что «скоро мы покажем всем этим гитлерам, муссолини и им подобным» (с маленькой буквы фамилии лидеров в книге были написаны). Старая английская аристократия перестает быть важной политической силой в стране.

И всем этим бардаком Кристи прикрывает обычную бытовуху. Мотивы-то в романе самые что ни на есть стандартные для Кристи. Семейная пара убийц, причем никто из их окружающих не знает, что они супруги. Очередная вариация на тему «Стайлза». Или «Смерти в облаках». И многих других произведений писательницы. Убийство, как способ скрыть двоеженство? «Трагедия в трех актах». Только там убийство происходит, чтобы двоеженство совершить. А в этом романе убийство происходит, чтобы скрыть давно совершенное двоеженство.

А вот способ совершения убийства в этом романе мудреный до нелепости. Иногда Кристи отказывало чувство меры. Убить женщину, которая могла рассказать тайну преступников. Переодеться в убитую, и несколько дней дурить мозги окружающим. Убить мужчину. Прикинуться убитым, чтобы под его личиной убить еще одного мужчину. И всё это с планом, рассчитанным по минутам. 

А вот расследование Пуаро получилось. Пуаро в книге с самой первой главы. Все жертвы мертвы уже ко второй главе (пусть третий покойник еще общается, и не знает что уже отравлен). Ну, а дальше классика от Кристи. Расследование, разговоры, несколько заготовленных убийцами отвлекающих маневров, любовная история в качестве фона. Как говорится — всё то, за что Кристи и любят.

Итого. Классический детектив о Пуаро. Из минусов — очередные неправдоподобные преступники и их планы, и повторяющиеся темы из прошлых романов писательницы. Из плюсов — органично вписанная в роман политическая обстановка в стране, и финальная дилемма Пуаро: что лучше, предать убийцу суду или отпустить его во благо страны.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Раз, два — пряжку застегни (1940)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх