Агата Кристи — Прилив (1948)

Агата Кристи — Прилив (1948)

В 1944 году в жизни богача Гордона Клоуда произошли два примечательных события. Первое — он женился на молодой вдове Розалин Андерхей. Второе — он умер, погиб при бомбардировке Лондона немцами. По завещанию все деньги Гордона достались его молодой (теперь уже дважды) вдове, к большому неудовольствию многочисленных родственников Гордона, привыкших жить за его счет. Через полтора года в деревню Уормсли-Вейл, где проживает Розалин и родственники Гордона, приезжает некий Енох Арден, который двигает речуху, что а) он знал первого мужа Розалин, Андерхея и б) Андерхей до сих пор жив, а потому брак Гордона и Розалин незаконен — и вследствии своих слов Енох очень быстро умирает. Пуаро должен разобраться, кто такой этот Енох и чего там с Андерхеем.

Спойлеры.

Кого убили? Енох Арден, майор Портер, Розалин Клоуд

Как убили? Удар по голове, выстрел, яд

За что? Гнев, самоубийство, сокрытие преступления

Кто? Роули Клоуд, Дэвид Хантер

Что с преступником? Первого — понять и простить, второго — арестовать и судить.

Оригинальное название: Agatha Christie — Taken at the Flood.

Двадцать третий роман о Пуаро. Также выходил на русском под названиями “Берег удачи”, “К берегу удачи” и “Унесенный потоком”.

Роман впервые вышел в США под названием “There is a Tide…”в марте 1948 года. В Англии же он вышел в ноябре того же года, и под другим названием — “Taken at the Flood”, которое и стало считаться основным — в разных биографиях Кристи фигурирует именно оно. Этот роман Кристи стал чуть ли не первым (после приобретения Кристи должной популярности), который предварительно не напечатали по частям в американских журналах или газетах — история гласит, что агент Кристи в Америке даже и не пытался его пристроить, мол де у нас тут Супермен, Бэтмен и Тень, а старые бельгийские сыщики вышли из моды. Правда или не правда — не знаю, Ашет такую историю печатал. Скорее всего правда, потому как Кристи для себя выводы сделала и следующий роман о Пуаро, “Миссис Макгинти с жизнью рассталась”, вышел только через четыре года — прошли те годы, когда публика спокойно переваривала по два-три романа о маленьком бельгийце ежегодно. А еще читал историю, что Кристи этот роман для публикации в американских журналах переписала — интригу оставила, но заменила Пуаро на кого-то посовременнее. Мне такая версия произведения не попадалась — где, когда и под каким названием печаталась, да и печаталась ли вообще, мне неведомо.

“Прилив” один из немногих произведений старушки Агаты, где четко определены временные рамки — действие происходит в конце весны — в начале лета 1946 года. Точность была необходима в следствии того, что завязка романа — смерть Гордона — должна была произойти во время бомбардировок Лондона, тут, сами понимаете, плюс-минус год не получалось приписать.

У Кристи чем проще сюжет, тем лучше. Вот берет она какое-нибудь простое убийство или банальные предпосылки к нему, и очень качественно, жирно, выписывает его — и получается красиво. А как начинает мудрить с сюжетами, нагромождать финт на финте — так и получается у нее какая-нибудь фигня. В этом вот романе Кристи вообще какой-то дичи понаписала, где вообще не продраться через сюжет.

Итак, сюжет. В хронологическом.

Гордон Клоуд женится на вдове Розалин Андерхей. А затем супруги погибают при бомбежке Лондона. Оба. Брат Розалин, Дэвид Хантер, пользуясь тем, что Розалин только-только перебралась в Лондон из Нью-Йорка и ее в Англии никто не знает, впаривает окружающим свою подружку Айлин Корриган за погибшую сестру. Дэвид и Айлин вступают в права наследования и перебираются в поместье Гордона “Фарроубэнк”, где живут полтора года, вяло переругиваясь с родственниками Гордона по поводу денег.

Франсис, жена брата Гордона, Джереми, решила таки поживится за счет Розалины и уговорила своего брата Чарльза заняться шантажом. Чарльз, под именем Еноха Ардена, приезжает в Уормсли-Вейл и грузит Дэвида историей от том, что Андерхей жив, и он всем об этом расскажет, если Дэвид ему не отстегнет денег.

Пока Дэвид собирает деньги, об этой афере узнает двоюродный брат Гордона, Роули, и за каким-то чертом прется к Чарльзу поговорить об этом. В процессе разговора Роули бьёт Чарльза, в следствии чего тот присоединяется к Гордону, Андерхею и Розалине в каком-то лучшем месте.

Далее Роули уговаривает еще одного селянина — майора Портера, когда-то знавшего Андерхея, опознать покойного Чарльза, который ошивается в морге под именем Еноха, как Андерхея. Чтобы опознание выглядело убедительно, Роули просит поучаствовать в разговоре с, якобы незнакомым ему, Портером известного сыщика, Эркюля Пуаро. Портер убедительно опознает Еноха как Андрехея, но после этого его начинает мучить совесть и он пускает себе пулю в лоб.

После ложного опознания Чарльза родственники Гордона добираются до его денег, а Айлин/Розалин и Дэвид остаются ни с чем. И Айлин сразу начинает мучить совесть. В смысле, бедная девушка и раньше мучилась угрызениями, но пока были деньги это как-то легче переносилось, а тут девчина прямо-таки расклеилась. Дэвид, глядя на всё это, осознает, что от напарницы надо избавляться и травит ее морфием.

Параллельно всей этой истории про бабки Гордона идет повествование про Линн Марчмонт, племянницу Гордона, вернувшейся с войны. Линн во всю убивается по тому, что на войне было весело и интересно, а теперь снова скучные сельские будни. Потому Линн кидает своего давнего жениха Роули, считая его скучным парнем, и перепрыгивает к Дэвиду. Роули узнает об этом и пытается задушить Линн, и только вмешательство Пуаро спасает девушку. Линн по итогам этих событий осознает, что любит Роули и возвращается к нему. К тому же Дэвида всё одно арестовали, а больше ей любить и некого.

Вот. Примерно так оно всё и произошло. Не, когда читаешь книгу, то всей этой бредятины не замечаешь, Кристи пишет классно, как всегда, а вот по окончанию романа начинают появляться вопросы — а чего вообще всё это было?

Зачем аферисты живут полтора года рядом с родственниками Гордона? Сняли денег и валить оттуда, желательно в другую страну, пока Айлин никто не опознал. Чего ради Роули вообще поперся к Чарльзу, чего от него хотел и за что убил — объяснений в книге нет. Лжесвидетельство и самоубийство Портера — просто песня. Я понимаю, что сюжет надо было двигать, но уж больно быстро майор перешел от пункта “давай наваримся” до “я так не могу, прощай жестокий мир”. История с Линн — еще более чудесна: девушка неистово скучает по войне, мечется между двух убийц, и решает остаться с тем, кто ее чуть не убил. Предтеча БДСМ? Удачи им в браке.

И концовка — Кристи просто не смогла не закончить роман на позитивной романтической ноте и грядущей свадьбе, потому сделала финал максимально нелепым. У нас два убийцы, Роули и Дэвид? Но Линн любит Роули, поэтому Дэвида сажаем, а Роули надо понять и простить. Тьфу.

Итого. Слабо. Кристи накрутила отличную интригу, и сама не сумела ее достойно распутать.

4 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Прилив (1948)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх