
Оригинальное название: Agatha Christie — The Dressmaker’s Doll.
В каждом детективном произведении должна быть загадка. Убийство там, или ограбление, или еще какое нарушение УК. Как бы в этом суть жанра. Но иногда попадаются такие произведения, как «Кукла портнихи», в которых загадка (точнее, ее ожидание) завязано исключительно на имени автора. То есть — ну это же Кристи, в ее рассказе должно быть что-то детективное. И весь рассказ ждешь, ну когда же это что-то детективное начнется. Ждешь исключительно из-за имени автора. А затем рассказ заканчивается и в нем так ничего и не произошло.
Весь рассказ представляет собой треп двух старых портних (со старческим многословием и повторением одних и тех же разговоров), которые обсуждают невесть откуда взявшуюся в их ателье куклу. Кукла в рассказе оказывается мистическим элементом, потому как гуляет она сама по себе. Мистика и раньше попадалась в творчестве Кристи, но настолько редко, что до самого конца рассказа не верилось, что автор снова решила сыграть на этом поле. В итоге, от рассказа остается только раздражение, а не какое-то удовольствие от прочитанного.
История этого рассказа интереснее, чем сам рассказ. Всё дело в том, что «Кукла портнихи» была последним рассказом Кристи, опубликованным в журнале. В смысле, рассказом, чья премьера состоялась в журнале. У Кристи и позже будут рассказы, но они будут либо сразу собраны в сборники, вроде «Star Over Bethlehem» 1965 года, либо они будут попадать в антологии рассказов, как «The Harlequin Tea Set» 1971 года. То есть все эти рассказы будут выходить без предварительной журнальной публикации.

А «Кукла портнихи» впервые был опубликован в английском журнале «Woman’s Journal» в декабре 1958 года. (Обложка журнала вверху поста.) Примерно тогда же рассказ был напечатан в канадском журнале «Star Weekly», но про Канаду вечно в библиографиях «забывают». Полгода спустя, в июне 1959 года, рассказ был напечатан в США, в «Ellery Queen’s Mystery Magazine».
После этого рассказ неоднократно переиздавался, как в составе разнообразных антологий, так и в авторских сборниках Кристи. Основных сборников, постоянно переиздающихся, два:
— американский «Double Sin and Other Stories» 1961 года
— английский «Miss Marple’s Final Case and Two Other Stories» 1979 года. Несложно догадаться, что в этом сборнике «Кукла портнихи» попадает в категорию «Other Stories».
Американский сборник на русском никогда не издавался. А вот английский сборник печатался регулярно, сначала под названием «Последние дела мисс Марпл», а в последние годы какому-то маркетологу пришла в голову отличная мысль о переименовании. В результате этот сборник сейчас издается под названием «Дело смотрительницы».
3/10