Агата Кристи — Кошка среди голубей (1959)

Агата Кристи — Кошка среди голубей (1959)

В престижной английской школе для девушек Мидоубанк происходят убийства учителей. Одна из учащихся обращается за помощью к Эркюлю Пуаро.

Спойлеры.

Кого убили? мисс Спрингер, мисс Ванситтарт, мисс Бланш, мисс Чедвик

Как убили? Застрелили х2, удар тупым предметом х2

За что? Деньги, зависть

Кто? 1,3,4 — Анна Шапленд, 2 — мисс Чедвик

Что с преступником? Шапленд — арестована, Чедвик — погибла

Оригинальное название: Agatha Christie — Cat Among the Pigeons.

Двадцать восьмой роман о Пуаро. Книга вышла 2 ноября 1959 года в Англии, и в марте 1960 года в Америке. До книжного издания были журнальные публикации — в Англии это был журнал John Bull, в котором Кристи печаталась неоднократно, а вот в Америке это была публикация в новом для Кристи журнале Ladies Home Journal — из названия понятно, к какому типу изданий относится этот журнал, и к какому типу прозы стали в Штатах относить старушку Агату. И да, журнальные публикации были сильно сокращены.

Миновали те дни, когда Кристи выдавала по три романа в год о Пуаро. К концу пятидесятых Кристи стала больше писать о мисс Марпл, или же несерийные произведения. А новые романы о Пуаро стали появляться раз в три-четыре года.

В этом романе Кристи впервые за долгое время обращается к шпионской тематике. Действие романа начинается в выдуманной восточной стране Рамата, в которой происходит революция (просвещенный прозападный принц Али оказывается свергнут происламской чернью — ничего не напоминает?). Перед революцией Али просит своего друга Роберта вывезти драгоценности королевской семьи за границу. Боб прячет драгоценности в вещах своей племянницы Дженнифер, которая, сама не подозревая об этом, и провозит их в Англию.

Дженнифер начинает учебу в элитной школе для девушек Мидоубанк. В эту же школу приезжает учится кузина принца Али, Шайста. В этой же школе работает учительница, которая была в Рамате во время революции. Ну, и в этой же школе учится девушка, мать которой оказывается единственной, кто может опознать секретного агента на вольных хлебах, который тоже ошивается в школе. Это агент, кстати, тоже совсем недавно был в Рамате. Плюс садовник в школе — агент секретной службы, а среди учителей есть и самозванцы и психи.

В общем Кристи постаралась, чтобы обстановка в школе была интересной (даже, наверное, переборщила со всеми этими случайностями). В школе и происходит следующая часть книги, и она уже больше похожа на обычный детектив. Убийства учителей, похищение, полицейское расследование.

Роман написан сумбурно, дерганно, нетипично для Кристи. Практически каждая глава идет от лица нового персонажа. Список действующих лиц вообще такой, что хватило бы на все романы Кристи 20-х. И действие скачет от одного персонажа к другому (а ведь в книге главки примерно по странице), хотя этот ход оказывается нужен для сюжета (но это понимаешь только в конце).

И вот когда уже все основные события произошли — камни найдены, смертельно убитые трупы покойников появились, похищение состоялось — Кристи прибегает к своему Deus ex machina, Пуаро. Да, Пуаро появляется только в последней трети романа, к нему обращается одна из учениц школы. Всё его расследование — это несколько диалогов и поиск свидетельницы, и занимает буквально пару десятков страниц в книге. После чего разоблачает убийцу. Точнее, убийц.

Да, Кристи прибегла к такому гнилому, с точки зрения классического детектива, приему, как несвязанные между собой убийцы. Убийца, Анна Шапленд, бывший секретный агент узнает в Рамате о драгоценностях, подкупает секретаря Мидоубанка, чтобы занять ее место и начинает искать сокровища. При этом ее не узнает одна из учениц во время разговора с ней. Мисс Спрингер застает ее за обыском шкафчиков и Анна стреляет в нее. А вот вторую учительницу, мисс Ванситтарт, убивает другая учительница, мисс Чедвик — по крайне надуманной причине, но видать Кристи ничего тут придумать не смогла. И этим вторым убийством случайно обеспечивает алиби Анну. Еще одна учительница, мисс Бланш, оказывается проституткой, устроившаяся в школу по документам своей покойной сестры. Она была свидетелем первого убийства, но не сообщила об этом, а решила шантажировать Анну, которая убила ее, имитировав способ убийства мисс Ванситтарт. Шапленд разоблачает мать одной из учениц, знавшая ее во времена работы Анны на секретную службу. Во время ареста Шапленд случайно убивает мисс Чедвик.

Читаешь вот этот синопсис и у меня первая мысль — бред. Дикое нагромождение случайностей и уже практически нечеловеческая прозорливость Пуаро. Роман начинается очень бодро, он увлекателен и легко читается, но Кристи слила концовку, объяснив все кучкой нереальных совпадений.

Ах, да, там же еще похищение было. Без единой улики Пуаро раскрывает его. Шайста в школе была самозванкой и просто сбежала, инсценировав похищение. Я тут просто цитату из книги приведу, чтобы не объяснять:

“…это был просто трюк. Настоящее похищение было совершено три недели назад в Швейцарии. А теперь перейдем к делам более серьезным, чем похищение. Поговорим об убийствах.”

И всё. Больше о похищенной Шайсте не вспоминают — это последнее место в книге, где о ней говорят. Всем пофиг на похищенную принцессу. А ведь немало места в книге было ей посвященно, но и эту сюжетную линию Кристи слила.

Итого. Слабый роман. Кристи к тому времени уже почти семьдесят лет было и примерно со времени этого романа качество ее книг заметно провисло. И для истории — в этом романе Пуаро в последний раз предстает, как действующий детектив. Во всех последующих произведениях Пуаро уже пенсионер, периодически возвращающийся к детективной практике.

4 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Кошка среди голубей (1959)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх