Агата Кристи — Зернышки в кармане (1953)

Агата Кристи — Зернышки в кармане (1953)

Убийца Рекса и Адель Фортескью допустил одну ошибку. Он также убил и их служанку Глэдис, которая оказалась знакомой мисс Марпл. И вот после этого энергичная старушка взялась за расследование.

Спойлеры.

Кого убили? Рекс Фортескью, Адель Фортескью, Глэдис Мартин

Как убили? Отравлен, отравлена, задушена

За что? Деньги

Кто? Ланселот Фортескью

Что с преступником? Неизвестно (вероятно арестован)

Оригинальное название: Agatha Christie — A Pocket Full of Rye.

Шестой роман о мисс Марпл.

Берем антураж из одного своего романа, героев из другого, добавляем какую-нибудь изюминку. И вот готов новый роман. Кристи таким рецептом пользовалась не раз, и не два. Вот и «Зернышки в кармане» написан таким же образом.

Убит патриарх большого семейства, который печально известен тем, что когда-то занимался кидаловом своих партнеров. И, возможно, кто-то из детей обманутых партнеров хотел ему отомстить. Ба, да это же «Рождество Эркюля Пуаро» 1938 года.

Убийства, совершаемые в соответствии с детской считалкой. Сколько угодно в творчестве Кристи. Допустим, самое известное произведение — «Десять негритят».

А теперь добавляем в повествование мисс Марпл, и получаем новый роман.

А чтобы он был интересным, идем по тому пути, который хорошо себя зарекомендовал в таких романах, как «Смерть на Ниле» и «Зло под солнцем» — не ограничиваемся одной сюжетной линией, а создаем несколько ложных следов. И вот один персонаж запугивает Фортескью, подбрасывая мертвых дроздов. Еще один персонаж оказывается шантажисткой и воровкой. Где-то там фоном идет любовная история. А убийца в это время занимается своими делами.

Получился роман, который интересно читать. Без провисаний и повторов. Наверное, лучший из романов о мисс Марпл. Вот только мисс Марпл здесь до обидного мало. Расследование ведет полиция, а Марпл появляется, когда треть книги уже позади. Да и потом она остается на заднем плане. Эдакий deus ex machina для сыщиков. Потому как здесь Кристи налажала. Марпл появляется, слушает, немного разговаривает, а потом выдает полицию свою версию произошедшего. Без доказательств, без улик, без логического обоснования, как она вообще до этого додумалась. Просто старушка решила, что всё это было так. После чего она покидает город. И выясняет, что всё это время, пока она занималась расследованием, ее дома ждало письмо, в котором есть единственная физическая улика, фотография, которая позволяет изобличить преступника.

В общем, в конце понимаешь, что Кристи развела читателя. Преступление в книге есть, а нормального расследования нет. Зато есть та самая изюминка, о которой я выше писал.

Она заключается в способе убийства. Первое убийство совершается чужими руками. Яд первой жертве подмешивает служанка, думая, что это «сыворотка правды». А истинный убийца в это время находится далеко от места преступления, обеспечивая себе алиби. А затем убийца избавляется от служанки. Маловероятный в реальности, но эффектный на страницах книги фокус. Ведь как можно подозревать персонажа, если в момент первого убийства его даже в стране не было?

Итого. В «Зернышках» Кристи удивила только механикой преступления. Всё остальное — повторение пройденного. Но читается легко, Кристи еще не приобрела тяги к тяжеловесности.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Зернышки в кармане (1953)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх