Агата Кристи — Горе невинным (1957)

Агата Кристи — Горе невинным (1957)

Доктор Артур Калгари возвращается в Англию после двухлетней экспедиции в Антарктиду и узнаёт, что человек, с которым он виделся до своего отъезда и которому он мог бы обеспечить алиби, был осужден за убийство и умер в тюрьме. Калгари предпринимает свое расследование обстоятельств преступления двухлетней давности, к неудовольствию членов семьи покойного.

Спойлеры.

Кого убили? Рейчел Аргайл, Филипп Дарант

Как убили? Забита кочергой, зарезан

За что? Деньги + страсть, сокрытие преступления

Кто? Кирстен Линдстрем (Первое убийство по научению Джако Аргайла)

Что с преступником? Разоблачена, но в книге не арестована

Оригинальное название: Agatha Christie — Ordeal by Innocence.

Один из последних внецикловых романов Кристи. (Хоть роман и написан почти за 20 лет до смерти писательницы, после него вышло всего два внецикловых романа: “Ночная тьма” и “Пассажир из Франкфурта”. И, с натяжкой, “Вилла “Белый Конь”).

Роман впервые был напечатан осенью 1958 года в английском журнале John Bull, и там же в Англии в ноябре того же года вышел в виде книги. А в Америке роман вышел уже в следующем году — в феврале-марте 1959 года его напечатала газета Chicago Tribune (порезав его аж на 36 частей) и изменив название романа на The Innocent.

Несмотря на то, что роман был представлен публике в 1958 году, он был написан годом ранее. И это чуть не первый случай, когда Кристи придержала своё новое произведение до лучших времен. Причина этого кроется в изменении налогообложения в Англии — при доходе сверх определенной суммы, налоги значительно увеличивались, и как говорила сама Кристи — при публикации что одного, что двух романов в год, доход для нее оказывался примерно одинаковым. Поэтому писательница, будучи прежде всего ремесленником и бизнесменом, и отложила публикацию на год. И с этого момента и до самой смерти Кристи так и придерживалась практики одного романа в год. (Не считая периодически выходящих сборников рассказов, которые публиковались только в США и потому не попадали под британское налогообложение.)

Кристи придумала интересную завязку для романа — Калгари, два года отсутствовавший в Англии, во возвращению домой узнает, что два года назад был осужден за убийство матери и впоследствии умер в тюрьме Джако Аргайл, которому он мог обеспечить алиби на время убийства. После показаний Калгари расследование старого убийства возобновляется.

Расследование старых преступлений не в новинку для писательницы — к такой завязке она уже прибегала несколько раз, в “Сверкающем цианиде”, в “Пяти поросятах”, и впоследствии еще раз воспользуется тем же приемом в “Немезиде”. И окружающая обстановка в романе типичная для Кристи — большой дом, убийство одного из домочадцев, муж убитой, любовница мужа, пятеро приемных детей, зять убитой и служанка-домовладелица. И у каждого свои проблемы и тараканы.

И вот, при таком стандартном дебюте, Кристи уводит роман совсем в другую сторону. Расследование убийства, конечно, присутствует, но где-то на втором плане. А на первый план выходят психологические заморочки персонажей. Семью убитой совсем не радуют факты о том, что умерший в тюрьме Джако был невиновен и следовательно убийца до сих пор находится среди них. За два года для них всё быльём поросло, все примирились со своей совестью и счастливо живут дальше. А с приездом Калгари начинается “испытание невинностью” — так в романе называют тезис о том, что невиновные люди, при ковырянии в прошлом, страдают больше, нежели виновные. И весь роман крутится вокруг этой “невинности”, доводов за и против возобновления расследования. Кристи выстраивает весь роман на психологии, и потому людям, ожидавшим прочитать очередной “развлекательный” роман, предложенное в “Горе невинным” может не понравиться от слова “совсем”.

Даже разоблачение убийцы в конце романа происходит как-то буднично, при ошибке убийцы при совершении нового преступления. И даже после этого убийце дают уйти, только планируя рассказать полиции об истинной личности преступника.

Единственное, в чем Кристи дала слабину, так это в том, что осужденный Джако всё-таки был виновен, и потому система правосудия не совершила ошибку, отправив его в тюрьму. По моему, во всех произведениях Кристи осужденные либо были как-то причастны к преступлениям, либо сознательно отправлялись в тюрьму, выгораживая кого-либо.

Джако хоть и не убивал сам, но подбил на совершение преступления экономку Кирстен Линдстрем, с которой игрался в любовь. Алиби с подвозившим его Калгари Джако организовал себе сознательно. Но тут усмешка судьбы — Калгари сбивает машина, а после он уезжает из Англии. А Линдстрем не стремится помочь любовнику, потому как после ареста Джако узнает, что тот уже тайно женат, и всё это время пудрил ей мозги. Тут, кстати, логическая ошибка Кристи — почему же Джако не сдал на суде Линдстрем, поняв, что его собираются кинуть?

Итого. Сильный роман поздней Кристи, который может не понравиться тем, кто ожидал очередной легкий детективчик с Пуаро или Марпл. Из творчества Кристи эта книга по стилистике более всего близка к роману “Лощина” (в которой хоть и присутствовал, но был не очень нужен, Пуаро).

8 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Горе невинным (1957)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх